Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Кумыс — национальное богатство - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Кумыс — национальное богатство


Автор(ы): Павлова Маргарита Егоровна, учитель родного языка и литературы; Старостина Галина Семеновна, учитель химии; Герасимова Римма Герасимовна, учитель немецкого языка, английского языка; Поисеева Надежда Архиповна, учитель технологии; Попова Дария Васильевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: приобщение к национальной культуре народа саха, пропаганда здорового образа жизни
Задачи:
- изучение истории происхождения кумыса;
- воспитание любви к традициям своего народа;
- расширение знаний о лечебных свойствах кумыса и его пользы для организма;
- приобщение к духовно-нравственному наследию народа саха.
Оснащение:
- традиционная посуда для приготовления кумыса;
- слайды о национальном празднике ысыах;
- утварь для разлива кумыса;
- таблицы;
- выставка книг о кумысе;
- музыкальное оформление “Кумысная заздравная”.
Основные этапы мероприятия:
  1. Ысыах.
  2. Якутская лошадь.
  3. Технология приготовления.
  4. Химический состав.
  5. История происхождения кумысного чорона.
  6. . Творческая мастерская.
  7. а) “Синквейн” - белый стих на тему “Кумыс”.
    б) Ассоциограмма о кумысе.
  8. . Заключительная часть.
Церемония кумысопития.

I. Ысыах.

Ысыах – традиционный праздник, олицетворяющий приход нового года по якутскому календарю.
С древних времен сохранились обряды встречи солнца, кормление Духа местности, ритуал кумысопития, игры Тыгына, в которых принимают участие современные боотуры.
Логическим продолжением культурной политики республики стало придание художественного статуса национальному празднику народа саха Ысыах и включение его в официальный праздничный календарь Якутии. [см. приложение 1]

Yhyach.

Yhyach ist ein traditionelles jakutisches Fest zu Beginn des Sommers. Man feiert es am 21 Juni. Die Menschen versammeln sich auf einer festlich geschmueckten Wiese. Viele von ihnen tragen schoene nationale Trachten. In der Mithe der Wiese steht eine rituelle Saeule zum Anbinden der Pferde. Ein Oloncho-Saenger eroefnet das Fest mit seinem Kehlkopfgesang. Er bewirtet das heilige Feuer, in dem er das Feuer und die Erde mit Salamat und Kumys bescheukt und besprengt und bittet sie um Wohlstand fuer sein Volk.
Junge Jakutinnen reichen Kumys in Tschoronen herum: zuerst den Aeltesten, dann den Gaesten und dann allen anderen Menschen. Alle trinken Kumys, essen gekochtes Pferdefleisch und Fladen.

Еще есть и мифы об Ысыахе Эллэя.

Эллэй поставил себе юрту, хлев для жеребят и загоны для лошадей. Развел у себя дымокур, который ранее был известен Омогону. К дымокуру стали собираться все лошади Омогона.
Устроил кумысный праздник Ысыах. Во время совершения этого обряда неожиданно выпал дождь из появившейся светлой тучи. В тот момент люди будто бы заметили на небесах или на той туче двух всадников в белоснежных одеждах, сидящих на конях беломолочной масти, которые на один миг, нагнувшись, взглянули на празднество. Тогда-то люди и поняли, что Эллэй человек с высшими духами – покровителями, в своей жизни сопровождаем самими богами. С тех пор стали жить – поживать.
Со слов Осипа Николаевича Рыкунова, 74 года, I Мальжегорский улус. Записано Г.В.Ксенофонтовым в январе 1925 г. (1977, с.4.)

II. Якутская лошадь.

Лошадь является неотъемлемой частью жизни всех тюркских народов. Она используется как верховая лошадь, является рабочей тягловой силой, дает мясо, молоко, шкуру, волос, шерсть, потроха. [см. приложение 2]
Якуты переселились из южных прибайкальских степей в суровые лесистые местности Якутского края и их неразлучно следовала лошадь. Она сумела освоиться в суровых климатических условиях, где зимой температура доходит до - 60?С, а летом жара до + 35?С. Якутская лошадь отгребает корм из-под снега и довольствуется малопитательной и скудной пищею. Она небольшого роста, жилистая и мускулистая. Зимой под верхними волосами вырастает длинный и пушистый подшерсток, который к лету выпадает. Преобладающий цвет якутских лошадей – грязно-белый и разные оттенки светлых мастей. Встречаются и более темные цвета. Исключительная выносливость, неприхотливость якутской лошади позволяют разводить ее по всей территории Якутии. Основное поголовье лошадей размещено в Центральной Якутии, где насчитывается более 80% всего конепоголовья. В Таттинском улусе имеются по состоянию конца 2006 года 8644 лошадей. Из них 6068 кобыл. Основное поголовье лошадей сосредоточено в Жохсогонском и Октябрьском наслегах [см. таблицу №1]
Сегодня мы остановимся на одной из продукций якутской лошади – кобылье молоко, из которого изготовляют национальный питательный и целебный напиток – кумыс. Доение кобылиц вручную начинается после отела в конце марта и в начале апреля. Доят несколько раз в день. Хорошая дойная кобыла дает 1 ведро в день сладкого жидкого молока. До якутов из кобылья молока изготовляли кумыс еще в 484-425 годах до нашей эры скифы, позже – народы Средней Азии, гунны степей Забайкалья и Монголии, курыкане и киргизы. Кумыс в Якутии некогда был самым распространенным продуктом питания, но за последние годы его производство сократилось. В республике имеются значительные резервы для расширения кумыса. При доении 10% кобыл от общего поголовья можно в летний сезон произвести 12-13 тыс.тонн кумыса.
Таблица №1
Количество лошадей и кобылиц Таттинского улуса по наслегам по состоянию конца 2006 г.
Наслега Таттинского улуса Количество лошадей Количество кобылиц
  1. Алданский
  2. Амгинский
  3. Баягинский
  4. Жохсогонский
  5. Жулейский
  6. Игидейский
  7. Октябрьский
  8. Средне-Амгинский
  9. Таттинский
  10. Дая-Амгинский
  11. Терасинский
  12. Усть-Амгинский
  13. Уолбинский
  14. Хаара-Алданский
306
754
884
1286
788
966
1085
323
498
69
545
552
395
103
210
506
677
872
615
668
777
220
438
44
378
352
251
60
Всего по улусу 8644 6068
Данные отдела по сбору, обработке стат-материалов №17 РС(Я)

III. Технология приготовления кумыса.

Кумыс получают путем брожения кисломолочных продуктов, для этого надо периодически взбалтывать, это облегчает превращение молочного сахара в спирт, углекислоту и молочную кислоту, в чем и состоит производство кумыса.
Для получения кумыса используют молоко кобылье, кипячению охлажденную воду, пастеризованное кобылье молоко, закваску. [См. приложение 3]
Составляющие смешать и взболтать мутовкой до образования пены. Для брожения поставить на 7-12 часов при температуре 26-28 градусов. Взбалтывать через каждые 3-4 часа в течении 10-15 минут. Для лучшего брожения закладывают сушеные сухожилия передней ноги – бэстээх иниир, зерна ячменя, пшеницы или закваску из хмеля.
Чтобы получить 1,5 литра кумыса мы берем
500 гр кипяченой охлажденной воды,
700 гр кобыльего молока,
300 гр закваски
На ысыах готовили “арыылаах” кумыс, растапливают сливочное масло, заливают в ледяную воду, взбивают мутовкой, масло замерзает капельками, добавляют в приготовленный кумыс.
“Аарахтаах” кумыс – добавляют молоко коровы, кумыс можно хранить до 9 месяцев в герметической упаковке, что в ней образуется активная микрофлора, которая способствует долгому хранению.
“Саамал” кумыс – легкий, теплый, свежий, только что приготовленный слабый напиток, обычно квасится в маленьких сосудах, затем переливают в большой сборный сосуд.
“Хойуу” кумыс – крепкий кумыс. Этот вид кумыса подвергается длительному брожению. Получается крепкий напиток с более высоким содержанием спирта и углекислоты, вызывающее легкое опьянение, такой кумыс называется также “коонньоруу” кумыс.
“Хара” кумыс – “черный” кумыс заквашивают с добавлением молока яловой коровы и сыворотки сметаны. Он считается сортом пониже, но не менее полезен для здоровья, хорошо утоляет жажду. [см. приложение 4]
Кумыс приготовленный из кобыльего молока отличается высокой витаминностью, в нем в 10-15 раз больше содержится витамин С, чем в кумысе из коровьего молока.
Еще в 1696 году Исбрандт Идес писал: “Этот кумыс представляет собой водку из молока, который якуты обычно употребляют” |Ураанхай Сахалар том 1 г.Якутск 1992 г. 416 стр.|
Вот как оценил кумыс В.Л.Серошевский: “Молодой кумыс бьет в нос от избытка углекислоты и слегка опьяняет, но не надолго. Он быстро почти без остатка усваивается организмом, возбуждает кровообращение и усиливает все жизненные отправления. Он вместе с кобыльем мясом остался лакомым угощением богачей, воспеваемый в песнях пищей героев. Когда-то и не особенно даже давно, он составлял существенную часть народного питания”|Серошевский В.Л. Якуты. М. 1993 г. 714 стр.|
Настоящий якутский кумыс отличается крепкостью, изготавливается только из кобыльего молока. Якуты в прошлом обычно приготавливали кумыс в наглухо закрытом кожаном сосуде – “Симир” . Это пирамидальный мешок с четырехугольным дном и узкой длинной горловиной . Изготавливается он из кожи взрослой лошади .
Кумыс ,приготовленный в симире отличается высокими качествами и имел шипучую ,газированную и пенящуюся консистенцию от скопления в нем углекислого газа.

IV. Химический состав кумыса.

Из белковых веществ в молоке содержится казеин, альбумин и глобулин. Если в коровьем молоке на 100 частей белков приходится казеина 85% и альбумина 15%, то в кобыльем молоке казеина и альбумина поровну, поэтому оно считается альбуминовым, как и женское.
Альбуминовое молоко при свертывании под влиянием кислоты образует нежные, а не грубые видимые сгустки. Казеин коровьего молока при скисании дает плотный сгусток, а казеин кобыльего и женского молока впадает в форме воздушных хлопьев, почти неощутимых на язык и не изменяет жидкую консистенцию. Казеин из кобыльего молока в отличие от коровьего легко разводится в воде, что указывает его на лучшую переваримость и усвояемость.
Особенную ценность кобылье молоко представляет как поливитаминное средство. Известно, что с витаминами связано диетические и лечебные свойства кумыса.
Источником содержания витаминов в кумысе является исходный продукт – кобылье молоко. Особенно оно богато витамином С, которого в нем содержится в 5-10 раз больше, чем в коровьем молоке.
Общеизвестна роль витамина С в лечении туберкулеза. Он также влияет на обмен веществ в организме, в частности на углеводный обмен.
Кроме витаминов С и А в молоке кобыл есть и другие жизненно важные для организма витамины, как Д, Е, группа В и другие. При длительном лечении больных туберкулезом особенно важен витамин В6, ибо в организме развивается недостаточность в данном витамине.
Кобылье молоко содержит ряд минеральных веществ. Золы в кобыльем молоке почти в двое меньше, чем в коровьем. В золе его наибольший процент приходится на долю кальция и фосфора.
Соли кальция имеют большую роль в лечении туберкулеза.
Кобылье молоко превосходит по содержанию таких важных микроэлементов, как кобальт и медь, играющих важную роль в кроветворении, а по содержанию железа, необходимого для образования важнейшего белка в крови – гемоглобина, оно не уступает коровьему.
Химический состав молока, его технологические и биологические качества зависят от породы лошадей, условии и содержания и кормления.
В народе было издавна отмечена, что кумыс укрепляет здоровье и особенно полезен для ослабленных людей.
Опыты по вскармливанию кобыльим молоком детей грудного возраста как в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1978

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340