Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Читательские посиделки И все же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету
Автор(ы): Немичева Татьяна Петровна, учитель начальных классов; Гвоздева Нина Ивановна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Новый 2008 год Литературный центр им. В. Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявил годом Валентина Дмитриевича Берестова. В рамках юбилейного года центр объявил конкурс Мой Берестов. Конкурс проводился по нескольким номинациям. Наши дети выбрали следующие: лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова; лучшая самодельная книжка Читаем Берестова. Учителями Немичевой Т. П. и Гвоздевой Н. И. проведена подготовительная работа в своих классах: На классном часе познакомились с книгами В. Д. Берестова. Вспомнили знакомые произведения из уроков литературного чтения. Детям сообщено о проведении конкурса Мой Берестов и выбрали номинации: лучшая самодельная книжка Читаем Берестова; лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова / оба класса занимаются по УМК Гармония / Дети познакомились с книгой В. Дацкевич Как делают книгу/ фотокнига/, Москва, издательство Детская литература, 1987 год; увидели книжки-малышки по теме Охрана природы, книжки-малышки из детских журналов. Исследовательская и творческая работа детей (проводилась в течение 1,5 месяцев). Самостоятельная работа детей включала: - чтение стихов; подбор стихов для книжки-малышки;
- оформление книжек, рисунков;
- знакомство с биографией автора;
- представление своих работ в классе;
- чтение понравившихся стихов;
- сотрудничество с городской библиотекой № 10
( Дети при необходимости получали помощь у классного руководителя, консультировались с учителями-предметниками: рисование, технология) Выставка книжек-малышек и рисунков. Представление своей книги в классе. Отбор выступающих на читательских посиделках. Отчёт о проделанной работе. Читательские посиделки И всё же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету. (В посиделках принимали участие учащиеся 2 А и 3 Б классов). Подведение итогов работы. Награждение победителей конкурса книжек-малышек, рисунков по произведениям В.Д. Берестова. Дети активно включились в творческую работу по оформлению книжек-малышек. В классе при работе с детскими книгами постоянно обращали внимание на оформление, заголовки, рисунки, приносили и читали интересные стихи. В процессе работы с книгами понаблюдали за разным оформлением, отмечали то оформление, которое нам больше нравилось. В нашей лицейской библиотеке не оказалось ни одной книги этого автора. Мы сотрудничаем с городской библиотекой № 10. В ней нас радушно приняли и помогли с библиографической литературой. В классе дети делились находками, читали стихи Берестова. Наши исследователи знакомились с биографией поэта. Оказалось, что с некоторыми стихотворениями В. Д. Берестова мы знакомы с детского сада, но не знали автора. В такой работе незаметно пролетело 1,5 месяца. Настало время представить свои работы. Дети всегда проявляют активный интерес к работам своих одноклассников. У второклассников больше опыта в оформлении творческих работ, поэтому их работы были ярче, оригинальнее, красочнее оформлены. В каждом классе прошло представление книжек, дети прочитали понравившиеся стихи. Отобрали стихи для чтения на посиделках. Подвели итоги конкурса рисунков и книжек-малышек. У нас принято творческие работы оценивать в нескольких номинациях. 20 марта 2008 года в посиделках принимали участие два класса. При активном участии всех детей прошла игра Узнай стихотворение, конкурс Головоломка. Книжки-малышки и рисунки мы передали в библиотеку № 10. Цель: - обобщить знания о творчестве В. Д. Берестова;
- расширить круг читаемых произведений;
- развивать умение выразительно читать, инсценировать;
- развивать интерес к литературе, творчество в оформлении книжек-малышек.
Оборудование: - портрет поэта;
- выставка книг автора, книжек-малышек, сделанных детьми;
- рисунки детей;
- карточки со словами поэт, сказочник, литературовед-исследователь, переводчик, писатель;
- компьютер, проектор;
- презентация;
Актуализация знаний Приложение Прил1.Слайд № 2 Ведущий: Сегодня наши посиделки посвящены замечательному поэту и его творчеству. Мы читали его произведения, узнавали о его жизни, делали книжки-малышки, рисовали рисунки, а сегодня поделимся своими находками друг с другом и с нашими гостями. - Послушайте сообщения детей 3 класса: Родился Валентин Берестов 1 апреля 1928 года в маленьком тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. В 1942 году семья жила в эвакуации в Ташкенте и особую роль в литературной биографии сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал записи своих стихов. Чуковский спас нашему герою жизнь, когда тот серьезно заболел. Осторожно мою он решает судьбу Прил.1 Слайд № 3 И тревожно глядит на мою худобу. Завтра утром меня он помчится спасать. А пока он покажет, как надо писать. Прежде, чем всерьёз заняться литературой, Берестов закончил исторический факультет факультета МГУ, аспирантуру этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа стала основой для художественных произведений. В 1946, еще в студенческие годы, он впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Через несколько лет ветеран археологических экспедиций расскажет о своих путешествиях в исторических повестях "Меч в золотых ножнах" (1964) и "Два огня" (1966). В 1946 году его произведения начинают публиковаться в периодической печати. В 1957г. выходят его первый поэтический сборник "Отплытие" и тоненькая книжка для дошкольников "Про машину". Член Союза Писателей СССР (1957). Член редакционных советов издательства Малыш (с 1989) и журнала Детская литература (с 1996). Ведущий: Знаете ли вы, что: учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Льва Толстого. Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Его называли талантливым археологом - поэтом. Презентация книг автора Ведущий: С какими книгами автора успели познакомиться? Знаете ли вы, что за книгу Первый листопад Берестов В. Д. получил премию союза писателей СССР в конкурсе на лучшую книгу. Прил.1 Слайд №4 В этих стихах вы увидите не просто ровесников, в них узнаете себя. Стихи зовут искать, играть, соревноваться. Секрет книги - особое родство стихов и рисунков. Художник Татьяна Ивановна Александрова была женой поэта. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из сборников Берестова так и называется - "Улыбка". А его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит - кто бы думали - Дракон! Здесь игра и сказка, здесь возможно все. 3. Презентация книжек-малышек. Прил.1 Слайд №5 Дети читают стихи (На траве - Слава; Праздник мам - Настя; Где право, где лево - Таня; Больная кукла - Алина Ч.; Рассказ по картинке - Соня; Коза - Кристина) Игра Узнай стихотворение Прил.1 Слайд № 6 Ведущий: В крошечных стихах Берестова мелодия стиха удивительна чиста, она, кажется, пронизана солнцем и смехом. Литературоведы утверждают, что эти его стихи похожи по написанию на стихи С. Я. Маршака. Прил.1Слайд № 7 О чём поют воробушки В последний день зимы? Мы выжили! Мы дожили! Мы живы! Живы мы! Прил.1 Слайд № 8 Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться. Прил.1 Слайд № 9 Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется? Прил.1 Слайд № 10 Маленький бычок, Жёлтенький бочок. Ножками ступает, Головой мотает. - Где же стадо? Му-у-у! Скучно одному-у-у! Прил.1Слайд № 11 Ведущий: Это стихотворение знает каждый человек нашей страны, каждый дошкольник и школьник.( Хоровое проговаривание) Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: - Прочти, пожалуйста! Прочти! Не надо умолять сестрицу: - Ну, почитай ещё страницу! Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! Ведущий: А сейчас стихи менее известные. Постарайтесь догадаться, как они называются. Некоторые из них взяты из ваших книжек-малышек. Что ни сутки. По минутке День длинней, Короче ночь. Потихоньку, Полегоньку Прогоняем зиму Прочь! Всё утро дождик. Прил.1 Слайд №12 Ничего весёлого. Но есть у солнца друг. Один из лучших. Упрямо поворачивая голову. Он ищет солнце. Спрятанное в тучах. Нежарким солнышком согреты, Леса ещё листвой одеты. У первоклассников букеты. День хоть и грустный, но весёлый! Грустишь ты: - До свиданья, лето! - И радуешься: - Здравствуй, школа! Прил.1 Слайд №13 Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или в заячью грудь И в далёкий отправится путь. Стихотворение Нофелет Ведущий: Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово НОФЕЛЕТ? /чтение стихотворения в лицах - Вита и Никита/ Прил.1 Слайд № 14 Ведущий: Знаете ли вы, что интерес к детской поэзии пришёл к Валентину Дмитриевичу Берестову случайно, когда он стал отцом. Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2086
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|