Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Читательские посиделки И все же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Читательские посиделки И все же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету


Автор(ы): Немичева Татьяна Петровна, учитель начальных классов; Гвоздева Нина Ивановна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Новый 2008 год Литературный центр им. В. Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявил годом Валентина Дмитриевича Берестова. В рамках юбилейного года центр объявил конкурс Мой Берестов. Конкурс проводился по нескольким номинациям. Наши дети выбрали следующие: лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова; лучшая самодельная книжка Читаем Берестова. Учителями Немичевой Т. П. и Гвоздевой Н. И. проведена подготовительная работа в своих классах:
На классном часе познакомились с книгами В. Д. Берестова. Вспомнили знакомые произведения из уроков литературного чтения. Детям сообщено о проведении конкурса Мой Берестов и выбрали номинации: лучшая самодельная книжка Читаем Берестова; лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова / оба класса занимаются по УМК Гармония /
Дети познакомились с книгой В. Дацкевич Как делают книгу/ фотокнига/, Москва, издательство Детская литература, 1987 год; увидели книжки-малышки по теме Охрана природы, книжки-малышки из детских журналов.
Исследовательская и творческая работа детей (проводилась в течение 1,5 месяцев).
Самостоятельная работа детей включала:
  • чтение стихов; подбор стихов для книжки-малышки;
  • оформление книжек, рисунков;
  • знакомство с биографией автора;
  • представление своих работ в классе;
  • чтение понравившихся стихов;
  • сотрудничество с городской библиотекой № 10
( Дети при необходимости получали помощь у классного руководителя, консультировались с учителями-предметниками: рисование, технология)
Выставка книжек-малышек и рисунков. Представление своей книги в классе. Отбор выступающих на читательских посиделках.
Отчёт о проделанной работе. Читательские посиделки И всё же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету. (В посиделках принимали участие учащиеся 2 А и 3 Б классов).
Подведение итогов работы. Награждение победителей конкурса книжек-малышек, рисунков по произведениям В.Д. Берестова.
Дети активно включились в творческую работу по оформлению книжек-малышек. В классе при работе с детскими книгами постоянно обращали внимание на оформление, заголовки, рисунки, приносили и читали интересные стихи. В процессе работы с книгами понаблюдали за разным оформлением, отмечали то оформление, которое нам больше нравилось.
В нашей лицейской библиотеке не оказалось ни одной книги этого автора. Мы сотрудничаем с городской библиотекой № 10. В ней нас радушно приняли и помогли с библиографической литературой. В классе дети делились находками, читали стихи Берестова. Наши исследователи знакомились с биографией поэта. Оказалось, что с некоторыми стихотворениями В. Д. Берестова мы знакомы с детского сада, но не знали автора. В такой работе незаметно пролетело 1,5 месяца. Настало время представить свои работы. Дети всегда проявляют активный интерес к работам своих одноклассников. У второклассников больше опыта в оформлении творческих работ, поэтому их работы были ярче, оригинальнее, красочнее оформлены. В каждом классе прошло представление книжек, дети прочитали понравившиеся стихи. Отобрали стихи для чтения на посиделках. Подвели итоги конкурса рисунков и книжек-малышек. У нас принято творческие работы оценивать в нескольких номинациях. 20 марта 2008 года в посиделках принимали участие два класса. При активном участии всех детей прошла игра Узнай стихотворение, конкурс Головоломка. Книжки-малышки и рисунки мы передали в библиотеку № 10.
Цель:
  • обобщить знания о творчестве В. Д. Берестова;
  • расширить круг читаемых произведений;
  • развивать умение выразительно читать, инсценировать;
  • развивать интерес к литературе, творчество в оформлении книжек-малышек.
Оборудование:
  • портрет поэта;
  • выставка книг автора, книжек-малышек, сделанных детьми;
  • рисунки детей;
  • карточки со словами поэт, сказочник, литературовед-исследователь, переводчик, писатель;
  • компьютер, проектор;
  • презентация;
Актуализация знаний
Приложение
Прил1.Слайд № 2
Ведущий:
Сегодня наши посиделки посвящены замечательному поэту и его творчеству. Мы читали его произведения, узнавали о его жизни, делали книжки-малышки, рисовали рисунки, а сегодня поделимся своими находками друг с другом и с нашими гостями.
- Послушайте сообщения детей 3 класса:
Родился Валентин Берестов 1 апреля 1928 года в маленьком тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.
В 1942 году семья жила в эвакуации в Ташкенте и особую роль в литературной биографии сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал записи своих стихов. Чуковский спас нашему герою жизнь, когда тот серьезно заболел.
Осторожно мою он решает судьбу Прил.1 Слайд № 3
И тревожно глядит на мою худобу.
Завтра утром меня он помчится спасать.
А пока он покажет, как надо писать.
Прежде, чем всерьёз заняться литературой, Берестов закончил исторический факультет факультета МГУ, аспирантуру этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа стала основой для художественных произведений.
В 1946, еще в студенческие годы, он впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Через несколько лет ветеран археологических экспедиций расскажет о своих путешествиях в исторических повестях "Меч в золотых ножнах" (1964) и "Два огня" (1966).
В 1946 году его произведения начинают публиковаться в периодической печати. В 1957г. выходят его первый поэтический сборник "Отплытие" и тоненькая книжка для дошкольников "Про машину".
Член Союза Писателей СССР (1957). Член редакционных советов издательства Малыш (с 1989) и журнала Детская литература (с 1996).
Ведущий: Знаете ли вы, что: учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Льва Толстого.
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике.
Его называли талантливым археологом - поэтом.
Презентация книг автора

Ведущий: С какими книгами автора успели познакомиться? Знаете ли вы, что за книгу Первый листопад Берестов В. Д. получил премию союза писателей СССР в конкурсе на лучшую книгу. Прил.1 Слайд №4
В этих стихах вы увидите не просто ровесников, в них узнаете себя. Стихи зовут искать, играть, соревноваться. Секрет книги - особое родство стихов и рисунков. Художник Татьяна Ивановна Александрова была женой поэта. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из сборников Берестова так и называется - "Улыбка". А его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит - кто бы думали - Дракон! Здесь игра и сказка, здесь возможно все.
3. Презентация книжек-малышек.
Прил.1 Слайд №5
Дети читают стихи (На траве - Слава; Праздник мам - Настя; Где право, где лево - Таня; Больная кукла - Алина Ч.; Рассказ по картинке - Соня; Коза - Кристина)
Игра Узнай стихотворение
Прил.1 Слайд № 6
Ведущий:
В крошечных стихах Берестова мелодия стиха удивительна чиста, она, кажется, пронизана солнцем и смехом. Литературоведы утверждают, что эти его стихи похожи по написанию на стихи С. Я. Маршака. Прил.1Слайд № 7
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы! Прил.1 Слайд № 8
Петушки распетушились.
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться. Прил.1 Слайд № 9
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется? Прил.1 Слайд № 10
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок.
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у! Прил.1Слайд № 11
Ведущий: Это стихотворение знает каждый человек нашей страны, каждый дошкольник и школьник.( Хоровое проговаривание)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий: А сейчас стихи менее известные. Постарайтесь догадаться, как они называются. Некоторые из них взяты из ваших книжек-малышек.
Что ни сутки.
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!
Всё утро дождик. Прил.1 Слайд №12
Ничего весёлого.
Но есть у солнца друг.
Один из лучших.
Упрямо поворачивая голову.
Он ищет солнце.
Спрятанное в тучах.
Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.
У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но весёлый!
Грустишь ты: - До свиданья, лето! -
И радуешься: - Здравствуй, школа! Прил.1 Слайд №13
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Стихотворение Нофелет
Ведущий:
Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово НОФЕЛЕТ?
/чтение стихотворения в лицах - Вита и Никита/ Прил.1 Слайд № 14
Ведущий:
Знаете ли вы, что интерес к детской поэзии пришёл к Валентину Дмитриевичу Берестову случайно, когда он стал отцом. Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2063

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340