Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе


Автор(ы): Козлова Елена Павловна, Учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На уроке присутствовали учителя различных школ города и автор федеральных учебников по русскому языку 5-9 классов д.п.н., профессор, заведующая Лабораторией методики преподавания русского языка РАО Львова С.И.
Цели:
  • совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ текста;
  • учить текстопостижению и тексторождению;
  • развивать логическое мышление, формировать культуроведческую компетенцию;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • прививать эстетическую культуру.
Оборудование:
  • опорный конспект “Типы речи”;
  • аудиокассета с фрагментом Первой симфонии П.И. Чайковского “Зимние грёзы”;
  • альбом Е.Н. Колокольцева “Развитие речи. Репродукции картин”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Разминка.

Проверка домашнего задания. Дома учащиеся готовили “биномы фантазии”: берёза – снег; рука – берёза; берёза – облако.
Ученики читают свои “биномы”. Класс слушает и выбирает лучшие миниатюры.
Примеры “биномов”:
  1. Берёзы сияли в лучах солнца. Белые, гибкие веточки их, как руки, протянулись к нам и шептали ласковые слова.
  2. Нет дерева белее, чем летнее облако. Только берёза может порадовать нас удивительной белизной.
  3. Хорош берёзовый лес во всякую пору. Особенно поздней осенью. Берёзы такие же белые, как первый снег.
Учитель.
Подведём итоги. Чья работа отличается смелостью мысли?
Что же явилось точкой соприкосновения непохожих имён существительных? Давайте посмотрим, случайно ли это. Пользуясь этимологическим словариком, данным в 3 части учебника, объясните происхождение слова “берёза”.
Ученики работают со словарём, отвечают.
Учитель.
Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Как бы вы объяснили первокласснику, что такое текст, назвав его отличительные признаки?
Ученики: единство темы, наличие главной мысли, относительная законченность, смысловая и грамматическая связь, логическая связь.
Учитель.
Назовите раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения.
Ученики:
Текстоведение – раздел лингвистики, изучающий связные речевые произведения – тексты, особенности построения и содержания, языковые средства связи предложений в тексте.

3. Постановка целей и задач урока.

4. Проверочная работа по вариантам – тест № 3 (по вариантам) 1-4 задания, взаимопроверка.

5. Работа с текстом учебника. Упр. 221.

Учитель.
Итак, сегодня мы продолжим разговор о тексте. Учась у мастеров слова, будем постепенно овладевать законами сочинительства. Почти на каждой страничке нашего учебника есть задания “Мини-сочинения”. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное), мы спокойно подойдём к большим работам. Давайте поработаем с миниатюрой В. Бочарникова в учебнике (упр. № 221). Работа по заданиям учебника:
  1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Определите тип речи.
  2. Ученики: “Весёлая берёза”, рассуждение с элементами описания.
  3. Какова основная мысль текста? Согласны ли вы с ней? Каким способом автор обосновывает свою точку зрения?
  4. Ученики: Самая притягательная берёза – весенняя. В рассуждении используется описание предмета – показать отношение к любимому предмету, используется лексический повтор, эпитеты “весенний” и др.
  5. Определите способ связи предложений в тексте. Случайно ли выбран именно такой способ связи? Обоснуйте своё мнение.
  6. Ученики: Связь параллельная. Последующие предложения развёртывают, конкретизируют смысл первого. Повторы при параллельной связи – средство экспрессивное, для подчёркивания, выделения чего-либо. Здесь для выделения главной мысли.
  7. А как вы понимаете словосочетание “весёлая берёза”? Подберите синонимы. Обратитесь к нашему любимому словарику синонимов (учебник, ч.3,с.50).
Ученики самостоятельно работают: подбирают синонимы, используя словарик синонимов, записывают в тетрадь.

6. Работа с текстом (упр. № 60 рабочей тетради. (стр. 69)

Учитель. Зимние берёзы смотрятся холодно, - считает В. Бочарников. А как считает И.С. Шмелёв?
Выразительное чтение текста учителем.
  1. Понравился ли вам текст? Почему?
  2. Ученики: Яркий, образный, красочный, выразител...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2540

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340