Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект по русскому языку Понятие о деепричастии (7-й класс) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект по русскому языку Понятие о деепричастии (7-й класс)


Автор(ы): Черкасова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: изучение нового.
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
  • познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.
  • Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной призентации). Приложение);
  • Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
Развивающие:
  • Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • Развитие речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
  • Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
  • Воспитание интереса к русскому языку.
Учебные:
  • Расширить знания;
  • Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
  • Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера
Ход урока
I. Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: Чуф! Ши!
М.Пришвин
  • Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
  • Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)
  • Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева)
II. Новый материал
  • Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул
  • Какие слова похожи на глаголы? Устроившись, завидев, показав. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. (слайд1)
Презентация.
III. Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока.
В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.
До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия. (слайд 2)
Наблюдение над предложением (на мониторах компьютеров)
Устроившись, стал расцветать.
  • Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
  • Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?
Вывод:
1.Деепричастие не изменяются.
2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2267

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340