Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Информационные технологии на уроках математики
Автор(ы): Нестерова Ирина Ивановна, преподаватель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вид урока. Семинар (2 часа).Форма урока. Деловая игра. Цели: - образовательная - обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме;
- развивающие - развивать информационную культуру учащихся; - развивать познавательные и коммуникативные способности;
- воспитательная - воспитывать чувство ответственности при работе в коллективе.
Задачи: развивать в учащихся - организационно-практические умения – составлять и читать графики, пользоваться компьютером, дополнительной печатной литературой по предмету;
- интеллектуальные – сравнивать, выделять главное, обобщать, конспектировать, проигрывать варианты решений задач;
- коммуникативные – слушать и слышать другого, воспринимать другого, выстраивать систему доказательств (выбирать форму доказательства в зависимости от поставленной цели, задавать вопросы, дополнять)
Оборудование урока: Правила игры (выданы учащихся заранее), экономический словарик, денежные знаки, компьютер, проектор, карточки-задания трех уровней сложности, карточки со свойствами функции, ведомости. | - Деловая игра очень хорошо подходит для коллективного познания. В данном случае игра моделирует реальную “взрослую” деятельность. Несмотря на нагромождение правил, ребята очень быстро схватывают их и активно приступают к работе. Разумеется, приготовить такой урок – трудоемкий процесс, поэтому его можно приурочить к “Декаде математики” и сделать настоящим праздником.- При подготовке к уроку за основу взят принцип деятельности, как один из важнейших принципов педагогической техники. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать, т.е. применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи, рассматривать в разных моделях. - Очень часто совместная работа группы взрослых людей превращается в неумение слушать и слышать коллег, неумение спорить тактично, агрессивную реакцию на критику, потому что они просто не умеют работать коллективно, поэтому выбранная мною форма проведения урока поможет ребятам освоить азы коллективного сотворчества и решения общих задач. - Большинство учащихся, с которыми я работаю, имеют слабый уровень подготовки за основную школу и поэтому несколько неадекватно относятся к тем ребятам, которые несколько успешнее их в учебе. Но при проведении такой игры, президент компании (а выбирают именно более сильных в учебе) должен обладать организационными и интеллектуальными качествами, что поднимает авторитет так называемых “умников” и некоторые одногруппники также стремятся на следующих уроках-играх встать во главе команды, поэтому к учебе начинают относиться более серьезно. - В ходе игры проявляются как психологические так и нравственные качества учащихся, например, мышление, волевые качества, коммуникабельность и др., а также умение работать в команде и умение провести самооценку, тактичность, справедливость. | Структура урока Наименование этапа | Действия преподавателя | Действия учащихся | Время (в мин.) | 1. Организационный момент | Демонстрирует на экране тему, цели, задачи урока, сообщает план урока, кратко напоминает правила игры | Слушают преподавателя, записывают | 3 | 2. Вступительное слово | Рассказывает о союзе математики и экономики, демонстрирует слайды. | Слушают преподавателя, ведут конспект | 5 | 3. Игра “Математическая ярмарка”, состоящая из четырех туров | “Продает” задания, проверяет их выполнение выдает денежные знаки, ведет общую ведомостьПрим.: данную работу может выполнять помощник из числа учеников или второй преподаватель. | В каждой компании распределяются обязанности, президент выкупает задания, контролирует работу всех членов компании, отчитывается за выполнение работ. | 1 этап – 20 2 этап – 10 3 этап – 7/8 4 этап – 10 Отчет – 15 | 4. Подведение итогов игры | Производит “расчет” - оценивает работу компаний в целом озвучивает полученные учащимися оценки, | Оформляют ведомость с указанием заработанных баллов каждым членом компании. | 7 минут | 5. Заключительное слово преподавателя | Подводит итоги урока (в форме беседы), демонстрируя слайды с основными материалом темы. | Участвуют в подведении итогов – отвечают на вопросы преподавателя и задают вопросы преподавателю. | 5 минут | Правила игры 1. Игра проводится на уроке-семинаре по теме “Производная и ее применение” в группе, которая делится на 3-4 компаний. Во главе компании стоит выбранный учащимися президент. 2. Начальным капиталом каждой компании является сумма из расчета 4 таланта на 1 члена команды. 3. В течение двух уроков проводятся 4 тура: А) БИРЖА знаний. В продажу поступают три вида карточек: Количество заданий в карточке | Стоимость карточки | Получаемая сумма | 5 | 3 | 9 | 4 | 4 | 8 | 3 | 5 | 7 | Каждое неверно выполненное задание – штраф 2 таланта от общей суммы. Б) ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ. Компания выкупает (2 таланта) задачу с экономическим содержанием, решаемой с помощью производной. На первом уроке задача решается в команде, в начале второго урока президент озвучивает решение. Верное решение и подробное его обоснование поощряется 5 талантами, только решение (без пояснений) – 2 таланта. В) АУКЦИОН. Продажа знаний, полученных членами команды самостоятельно на уроке. Найденный материал озвучивается в виде тезисов, схем, “красивых” задач и материала на дискете. На аукцион выставляется обзорное сообщение президента компании, рассчитанное на 5 минут. Участие в туре стоит 3 таланта. Получить за информацию можно от 3 до 5 талантов. Г) АНАЛИЗ. По выкупленным свойствам (стоимость 1 свойства – 1 талант) необходимо построить график функции. Самый точный график оценивается в 8 талантов, график с неточностями – 5, а неверный график – штрафом в 2 таланта. Всего на продажу выставляется 7 свойств. 4. После окончания игры подводятся итоги, и президент компании сдает преподавателю ведомость, в которой указывается сумма, заработанная каждым участником игры, исходя из общей суммы компании. На основании данной ведомости будет выставлена оценка за урок: “5” - учащемуся, заработавшему 5 или более талантов (эти учащиеся освобождаются от сдачи зачета по теме “Производная и ее применение”), “4” - заработавшему 4 таланта и т.д. Оценка “2” не выставляется. Ход урока | Комментарии | 1. Организационный момент. Для учащихся выводится на экран тема урока, цели и задачи, а также сообщается преподавателем план и форма проведения урока. В командах выбираются президенты, который назначают ответственных учащихся за каждый тур. | - На этом этапе проявляются организационные способности лидера компании, потому что в умело организованном коллективе каждый работает на каждого. | 2. Вступительное слово преподавателя.“Математизация современной жизни позволяет нам решать важнейшие народнохозяйственные проблемы. И такая отрасль хозяйства, как экономика, также взяла на вооружение ту тему, которую нам сегодня необходимо будет обобщить “Производная и ее применение”. Обратите внимание на предложенные примеры. Предельная выручка | Рост производительности труда | Предельные издержки | Скорость износа оборудования | Скорость роста населения | Скорость расхода ресурсов | Как видите каждый экономический процесс тесно взаимосвязан с производной. Но, чтобы решать такие экономические задачи или более сложные, оптимизационные, необходимо усвоить основной теоретический и практический материал. Насколько хорошо вы его освоили и поняли, мы посмотрим на этом уроке, где я предлагаю обобщить и систематизировать все знания по данной теме с целью применения их в задачах прикладного характера. Но урок наш будет немного необычен. Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения Н.В. Гоголя и ответьте на вопрос: “О каком событии идет в нем речь?”. “В один из дней августа тысяча восемьсот… дорога верст за десять до местечка Сорочинец кипела народом. С утра еще тянулись нескончаемою вереницей чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая свои заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо укутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненастным для них сеном”. Правы те, кто назвал данное событие ярмаркой И наш урок сегодня тоже является ярмаркой, только математической. Ярмаркой всегда завершали большой труд. Ваша работа над темой “Производная” тоже завершена и теперь у Вас есть прекрасная возможность продать ту наработанную вами собственность, которая называется интеллектуальной. В современной экономике этот процесс купли-продажи называют биржевыми торгами. Все вы прекрасно знаете, что математические знания используются во всех отраслях народного хозяйства, и такая наука, как экономика тоже взяла на вооружение нашу тему “Производная”. Экономика и Математика позволяют успешно вести хозяйство и любое дело, получать наибольшую выгоду. (Вступительное слово преподавателя сопровождается показом слайдов с формулами связи экономических понятий и понятия “Производная функции”). | - Для того, чтобы урок прошел эффективно, очень важно настроить учащихся на определенный тип деятельности. Для этого существует процедура “вход в урок”. В зависимости от темы урока и его содержания, а также формы проведения мною было выбрано именно такое начало, в котором соединились старые русские традиции проведения ярмарок, как итога работы и современных возможностей математики и экономики. | 3. Игра “Математическая ярмарка”. Итак, прежде чем решать сложные экономические задачи (это у вас впереди), давайте посмотрим, насколько вы к этому готовы. Первый тур – БИРЖА знаний. На столах у вас лежит папка с рабочим материалом урока, в которой собраны правила игры, экономический словарь, ведомости, алфавит. Пролистайте, если необходимо, ознакомьтесь. Начинаем работу. Вам предлагается выкупить карточку с заданиями по вышеназванным условиям. (В первой карточке – задания №№ 1, 2, 3; во второй - №№ 1, 2, 3, 4; в третьей - №№ 1, 2, 3, 4, 5) 1. Найти значение производной функции в точке хо. А) f (х) = 3х2 – 1/2 х4, если х0 = 1; Б) f (х) = (х3 – 6х – 3) (х – 1), если х0 = -1; В) f (х) = (3х – 1)3, если х0 = 0; Г) f (х) = 6 sin 2х, если х0 = 0. 2. Касательная к графику функции f (х) = - х2 + х – 1 в точке х0 = 1 имеет ординату, равную… . 3. Решить неравенство (х – 1) (х = 6) > 0. 4. Тело постоянной массы движется по закону , где х – координата, м; t – время, с. Найдите ускорение тела в момент времени t = 0. 5. Для какой функции производная равна 4х – 2 ? Примечание: первое задание необходимо оформить в таблицу. | А) | Б) | В) | Г) | Действие, которое необходимо выполнить с результатом под буквой: | прибавь 1 | отними 2 | прибавь 4 | прибавь 4 | Запиши порядковый номер буквы в алфавите | | | | | Запиши букву и определи какому математику эта дата принадлежит | | | | | | - На протяжении всей игры заполняется таблица результатов, чтобы ученики могли сравнить свои успехи с успехами коллег из других команд и откорректировать свою работу.- Было бы неплохо преподавателю иметь помощника для подсчета результатов и ведения “банковских операций”. | Преподаватель. Каждый человек время от времени оказывается в ситуации, когда достижение некоторого результата может быть осуществлено не единстве...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1985
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|