Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Правовые и этические нормы общения в Интернет
Автор(ы): Бочкарева Анжелика Михайловна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: образовательные - изучить правовые и этические нормы общения в Интернет,
- обсуждать проблемы по данной теме в монологических высказываниях,
- развивать навыки чтения с извлечением определенной информации;
развивающие - развивать социальную адаптацию на современном уровне развития информационных технологий,
- развивать речь учащихся, правильное употребление терминов,
- развивать все виды памяти,
- в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы,
- развитие познавательного интереса к предмету и изложенным проблемам,
- научить учащихся пользоваться дополнительной литературой;
воспитательные - формировать потребность в применении общепризнанных правил поведения в глобальной сети,
- формирование гражданской позиции и чувства ответственности за сопричастность к проблемам работы с информацией,
- воспитание потребности приобщения к глобальным проблемам,
- воспитывать у учащихся уважение к культуре общения,
- воспитывать культуру труда;
- формировать навык работы в группе,
- воспитание уважения к сопернику, умение слушать и достойно вести спор.
Умения и навыки: Ученик должен усвоить: - проблемы безопасности;
- меры профилактики;
- понятие этикета в сети;
- понятие авторского права.
Оборудование: - фрагмент какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация к уроку, установленная на компьютеры учеников, тест;
- законы по защите информации в электронном виде.
Содержание доски: - тема,
- название законов РФ о защите прав,
- таблицы для результатов игр-соревнований,
- адрес презентации и теста, закона.
План: - Организационный момент.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Физкультминутка.
- Работа над темой.
- Игра-соревнование.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА Организационный момент Мотивация Показ фрагмента какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации. Учитель: Вы знаете, что существуют проблемы по охране информации, её хранении. Информация часто является дорогостоящим товаром. А поэтому находятся злоумышленники, пытающиеся завладеть ею. Нам сегодня надо ответить на вопрос: “Существуют ли методы борьбы с ними?” и другие вопросы, связанные с нашей темой. Актуализация знаний Учитель: Сегодня нам понадобятся знания, полученные на уроке “Компьютерные вирусы”. Сейчас мы закрепим их с помощью презентации и теста на компьютере. Занимаем места, приступаем к работе. Физкультминутка Учитель: Компьютер отнимает много сил, а они нам пригодятся. Выполним упражнения на снятие напряжения в мышцах. “Поплаваем” в море информации. Работа над темой Учитель: Сегодня мы проведем урок по изучению сложившихся правовых и этических норм общения в Интернет. Вам было дано задание, изучить дополнительный материал по данной теме заранее. Это нам поможет на уроке. Запишем тему в тетрадь. А теперь, вспомнив предмет “Обществознание”, ответьте на вопрос: “В чём разница между правовыми и этическими нормами поведения?” Эталон ответов: Правовые нормы поведения людей имеют юридическую основу и регулируются государственными законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения. Учитель: Правовые основы работы с информацией и программным обеспечением заложены в законах РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92 № 3523-1 и “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 № 5351-1 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95 № 110-фЗ. В информационной деятельности юридические законы пока не всегда возможно применить. Стоит заглянуть и в пользовательское соглашение сайта www.yandex.гu/info/agreement.html. где подробно изложено, чего нельзя делать в Интернете. Запрещены все те противоправные и неэтичные действия, а также распространение материалов, связанных с ними, которые недопустимы в любом цивилизованном человеческом обществе. Как вы относитесь к слову хакер? (Ответы учеников) Учитель: Многие правонарушители заблуждаются, считая, что если они прикрываются псевдонимом, то это обеспечивает им полную анонимность, и никто не сможет их найти. Большинство серверов регистрируют IP-aдpeca компьютеров, которые к ним подключаются. По IP-aдpecy можно определить, какому провайдеру он принадлежит, и, обратившись к провайдеру, можно легко “вычислить” нарушителя. Сейчас в Интернете почти не говорят об угрозе со стороны хакеров. Попытки доступа к закрытой информации немедленно регистрируются автоматическими средствами защиты. Теперь говорят об угрозе самим хакерам. Обычно это не преступники, а молодые люди, которыми движет любопытство и желание померяться силами со средствами защиты. Но их действия не только противозаконны, но и хорошо видны со стороны. Что такое авторское право? (Ответы детей.) Учитель: По Закону РФ “Об авторском праве и смежных нормах” право на произведение принадлежит тому, кто его создал, или тому, кому автор эти права передал. Фотографии, рисунки, музыка, литературные произведения, сохраненные в электронной форме или размещенные на сайте в Интернете, также являются объектами авторского права. Это значит, что без согласия автора нельзя использовать его произведения: показывать, воспроизводить, распространять, продавать, перерабатывать и т.д. Но ведь есть легальная возможность сохранять на своем компьютере web-страницы, тесты, картинки, файлы, и пр. Не нарушает ли это закон? Не нарушает, если цели пользователя не преследуют коммерческую выгоду, а использование производится исключительно в личных целях. Можно также цитировать короткие выдержки из произведений, не получая у автора согласия, но при этом необходимо обязательно указывать его имя. А вот чего нельзя делать, так это размещать на своем сайте чужие работы без разрешения их собственников. Если вы нашли в Интернете красивую картинку и хотите разместить ее на своём сайте, спросите разрешения у автора. Публикуя произведения без разрешения, пользователь совершает противоправные действия, которые называются воровством контента. Музыкальный файл, согласно закону, является объектом смежных прав. Права на фонограмму принадлежат ее производителю, а не автору музыкального произведения. Свободное воспроизведение фонограмм без разрешения производителя также разрешается законом, если оно осуществляется в личных целях, не для продажи. Знак ©, которым обозначается авторское право на произведение, не гарантирует охрану авторских прав, но предупреждает о том, что это произведение охраняется законом, и напоминает всем о необходимости соблюдения авторских прав. Сейчас прочитайте материал лекции и подготовьтесь к игре соревнованию между командами. Можно использовать материалы имеющиеся на компьютере. Игра-соревнование Учитель: А сейчас мы проведём игру-соревнование. Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы. Первая команда “Злоумышленник” Вторая команда “Дока-пользователь” Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет. Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети. Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные. Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?” Результаты фиксируются на доск...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3687
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|