Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Урок биологии. Обобщающее повторение по теме Основы цитологии
Автор(ы): Чикильдина Ольга Владимировна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Основы цитологии”;
- развитие умений анализировать, выделять главное;
- воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: - набор опорных конспектов по теме “Основы цитологии”;
- таблицы по строению клетки;
- динамическая схема;
- маршрутные листы;
- справочный материал;
- компьютер;
- диск “Презентация темы “основы цитологии””;
- магнитофон; запись “Шум прибоя”.
I. Организационный момент II. Объявление темы, задач урока Задачи урока: - повторить, обобщить и систематизировать знания по данной теме,
- провести начальный контроль знаний в виде словарного диктанта и тестирования.
Познакомимся с маршрутными листами повторения. (раздаются маршрутные листы на каждую парту, приложение№1)) 1. Историческая справка. Начнем повторение с исторической справки. (Выступление ученика по опорному конспект) (1.5 мин) Цитология – одна из биологических наук. Цитология – наука о строении и жизнедеятельности клетки. Ее возраст более 100 лет, а термин “клетка” возник более трехсот лет назад. Развитие цитологии стало возможным появлением и усовершенствованием увеличительных приборов. В 1838 году Шлейденом и Шванном сформулирована клеточная теория, которая получила дальнейшее развитие. В 1858 году Вирхов сформулировал положение о появлении новых клеток от таких же исходных клеток путем деления. Бэр доказал, что клетка – единица развития всех живых организмов. Основные понятия современной клеточной теории: I. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов. II. Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу. III. Размножение клеток происходит путем их деления. IV. По наличию ядра клетки делятся на прокариоты и эукариоты. V. И так, клетка – это структурная единица всего живого. 2. Клетка - структурная единица всего живого. Учитель: существуют бактериальные, растительные, животные, грибные клетки. Задание: У вас на партах находятся справочные таблицы по строению клеток (приложение№2). I вариант: Сравните строение растительной и животной клеток. II вариант: Сравните строение бактериальной и грибной клетки. (2 мин.) Учитель: Отвечаем у доски. Все клетки отличаются по основным признакам. (Основные признаки выписаны на доске: - главные части клеток: наличие ядра, оболочка,
- органоиды: пластиды, вакуоли, запасные вещества,
- обмен веществ, рост клеток, ткани).
Выступление первого ученика: отличие растительной клетки от животной. (1.5 мин.) Растительная клетка отличается от животной тем, что, как правило, у растительной клетки одно ядро, а у животной может быть несколько; у растительной - клеточная стенка прочная, состоит из целлюлозы, а у животной – ее нет, а мембрана образована белками и жирами. Отличается по наличию органоидов, в растительной клетке нет клеточного центра; в животной клетке нет пластид, как правило, нет вакуолей, за исключением временных; у простейших есть сократительные и пищеварительные вакуоли. Отличаются запасными веществами: у растительной клетки – крахмал, жиры, а у животной – гликоген, жиры. У растительной клетки энергия возникает в процессе фотосинтеза, питательные вещества образуется из неорганических, а у животных клеток энергия возникает за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей. Рост растительных клеток на протяжении всей жизни, а у большинства животных клеток только в молодом возрасте. Клети образуют несколько типов тканей. Выступление второго ученика: отличие бактериальной от грибной. (1.5мин.) Бактериальная клетка отличается от грибной: - у бактериальной клетки клеточная стенка, часто покрыта слизистой капсулой, а у грибной – оболочка, содержащая хитин;
- у бактериальной клетки нет оформленного ядра, а у грибной может быть несколько;
- у бактериальной мембранные структуры в виде канальцев, пузырьков с ферментами и пигментами.
- У бактериальной клетки имеются фотосинтетики, способные к фото и хемосинтезу, а у грибной нет.
Бактериальная клетка может запасать полисахариды – крахмал, гликоген, жиры, серу, полифосфаты; грибная – гликоген, белковые включения. Обмен веществ – у бактериальной синтез АТФ путем брожения, фотосинтеза, дыхания; у грибной энергия возникает за счет расщепления готовых питательных веществ. Рост бактериальных и грибных клеток в благоприятных условиях неограничен. Тканей нет. Учитель приглашает группу учащихся к доске. Задание: Смоделируем растительную клетку. (Работа с динамической схемой) (2 мин.) Задание: Изменить клетку в животную. Учитель: Сделаем вывод по строению клеток. Вывод: Строение органоидов зависит от выполняемой функции, а так же функции определяются строением органоидов клетки. 3. Химический состав клеток. Учитель: Каким бы разным по строению не были клетки, они все имеют сходный химический состав. Выступление ученика (по опорному конспекту): Химический состав клеток. (1.5 мин.) В клетке находится около 70 химических элементов. По количественному содержанию можно выделить: макроэлементы(C,H,O,N) и микроэлементы (йод, бром, селен, и тд.). Часть химических элементов, содержащихся в клетке, входят в состав неорганических и органических соединений. К неорганическим относят воду, минеральные соли. К органическим – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ. Вода и минеральные соли составляют 60-80%. Вода играет огромную роль в живой природе. Роль воды определяется ее свойствами. Главным свойством воды является способность растворять некоторые вещества. По отношению к воде вещества могут быть гидрофильными и гидрофобными. Вода участвует в химических реакциях, протекающих в клетке, способствует выводу ненужных веществ, придает клетке упругость, способствует перемещению различных веществ внутри клетки или из клетки в клетку. Минеральные соли находятся в клетке в виде катионов (K+,Na+,Ca2+,Mg2+) и анионов (HPO42-, H2PO4-, Cl-) соотношение которых определяют важную для жизнедеятельности клеток кислотность среды. Общее значение органических соединений: 1. Все соединения дают энергию (углеводы, жиры, белки); 2. Все выполняют структурную функцию; 3. Все являются составной частью структур, отвечающих за хранение и передачу наследственной информации; 4. Обеспечивают свойства клеток, обмен веществ. Учитель: Каких-либо элементов, присущих только живой природе, в клетке не обнаружено, все пер...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3509
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|