Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Из опыта проведения урока-зачета в форме Уголки по технологии портфолио
Автор(ы): Краснова Валентина Викторовна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. Для систематизации и обобщения учебного материала очень важны уроки-зачёты. Значимость зачётов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, причём не в виде набора отдельных фактов, а как цельной системы. Их особое значение ещё и в том, что они являются и обучающим мероприятием. Поэтому в основе моей работы - зачётная система, которая не только включает в себя проведение зачётов, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом. Уже много лет я использую опыт по применению лекционно-семинарской системы преподавания. Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, уроки-конференции, уроки-зачёты. Ознакомившись с технологиями РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) и Портфолио, я стала на традиционных уроках использовать активные методы и приёмы обучения, вовлекающие каждого ученика в учебный процесс. Уроки планирую на основе модели В-О-Р (Вызов-Осмысление-Размышление), заполняем с учащимися таблицу ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал), применяю приёмы “Понятийная мозаика”, “Пирамида расширения и сужения понятия” и другие. Систематическое применение этих и других разнообразных приёмов позволяет поддерживать интерес к такому сложному предмету, как математика. Использую разнообразные ресурсы для планирования учебной деятельности, которая выходит за стены класса и вдохновляет учащихся на постоянный поиск. Одной из своих находок считаю урок-зачёт в форме “Уголки”. Учащиеся готовятся к этому уроку в течение прохождения всей данной темы. За две недели до зачёта, когда в основном изучен теоретический материал, отработаны навыки решения на базовом и основном уровнях, учащиеся вместе с учителем структурируют материал, который будет вынесен на зачёт. Предлагают свои названия уголков, их количество, эмблемы, тем самым учатся систематизировать, упорядочивать свои знания и умения, организовывать их взаимосвязь. Весь теоретический и практический материал темы делится на уголки – подразделы, составляется маршрут следования по ним. Для себя мы выбрали следующие уголки. “Мой теоретический багаж”, - само название говорит, что в этом уголке ученик показывает знание теоретического материала по данной теме и связанных с ней вопросов из других тем курса: определений, формул, формулировки теорем. “Пиши грамотно” - в этом уголке учащиеся пишут словарный диктант по математическим терминам. Цель этого уголка – формирование орфографической зоркости учащихся. Уголок “Устный счёт” проверяет вычислительные навыки школьников. Одним из любимых для ребят является уголок “Это интересно”. Вот где каждый может проявить себя. Ребята, имеющие склонность к математике, находят в специальной литературе интересные, занимательные, нестандартные или олимпиадные задачи, имеющие отношение к теме зачёта. Любители истории находят информацию из истории развития математики, о жизни учёных-математиков, о происхождении различных математических терминов. А некоторым нравится писать математические сказки, стихи. Цель прохождения этого уголка – развитие творческого потенциала учащихся, расширение их кругозора, вовлечение их в научную и исследовательскую деятельность. После зачёта все творческие работы учащихся занимают видное место в кабинете математики и используются при обучении. Перечисленные уголки являются наиболее традиционными, но не всегда обязательными для каждого зачёта. В остальных уголках проверяются “технические” навыки учащихся. За каждый уголок выбирается ответственный консультант из учащихся класса. Это может быть любой ученик, хорошо усвоивший данный материал, овладевший практическими навыками и желающий выйти на более высокий уровень. Учащийся-косультант решает все задания из своего уголка, при необходимости обращается за помощью к учителю, оформляет их в отдельной тетради и на зачёте использует её для проверки решения одноклассников. Консультанты сдают зачёт заранее, накануне урока-зачёта. Зачёт состоит из 5-7уголков. Каждый уголок содержит задания трёх уровней: 1) базовый уровень (на “3”); 2) основной уровень (на “4”); 3) продвинутый уровень (на “5”). Перед зачётом каждый ученик получает маршрутный лист. Например, по теме “Площади многоугольников” маршрутный лист таков: Уголок 1. | Мой теоретический багаж. | Оценка (подпись) | Самооценка | Уголок 2. | Устные задачи на готовых чертежах. | | | Уголок 3. | Площадь треугольника. | | | Уголок 4. | Площадь четырёхугольника. | | | Уголок 5. | Это интересно. | | | Уголок 6. | Пиши грамотно. | | | В кабинете математики столы расставлены в форме уголков, эта форма зачёта предполагает свободное перемещение детей на уроке, что способствует снятию напряжения. На доске красочно оформлен экран с названием уголков, эмблемами, нарисованными детьми. Ученик снабжен маршрутным листом и самоклеющейся карточкой, она играет роль сигнальной. Её он приклеивает на экране к тому уголку, куда следует. Это позволяет учителю регулировать равномерность прохождения всеми учащимися уголков и избежать перегрузки участников зачёта. Перед началом зачёта ученик в маршрутном листе ставит самооценку по каждому уголку, это заявка его уровня. Зачёт принимается как учителем, так и учащимися-консультантами, которые сдали зачёт заранее. Оценки заносятся в маршрутный лист, обязательно ставится подпись проверяющего. Все задания выполняются в специальной тетради, это позволяет учителю в любой момент проверить справедливость выставления оценки. В журнал выставляются либо две “усреднённые” оценки: за теорию и практику, либо оценки за все уголки - об этом учащимся сообщается заранее. Надо помнить, что у некоторых учащихся бывает заниженная самооценка, поэтому, если ученик решил задание 1-го уровня, ему надо предлагать задания 2-го уровня. Если же ученик начинает решать задания высокого уровня и не справляется с ним, то ему предстоит перейти на более низкий уровень. По окончании зачёта ученики пишут резюме – отзыв о проделанной работе. Проведение зачёта в форме “Уголки” нравится детям, т.к. позволяет снять эмоциональное напряжение; создаёт ситуацию успешности для каждого ученика. Такая форма проведения зачётов способствует развитию таких основных компетентностей: самоорганизация, самоконтроль, коммуникабельность, работа с информацией. Приведу пример урока зачёта по теме “Площади многоугольников” в форме “Уголки” по технологии Портфолио (9 класс). Цели: - выявить уровень овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками решения задач по теме;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
- снизить стрессогенный характер контроля.
Оборудование: - столы расставлены в виде уголков, на них номер уголка,
- раздаточные карточки с текстами задач трёх цветов,
- маршрутные листы,
- самоклеющиеся карточки,
- на доске красочно оформлен экран.
УГОЛОК 1. МОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАГАЖ. Тема: “Площади фигур” (Приложение) УГОЛОК 2. УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ. (Приложение 1). УГОЛОК 3. ПЛОЩАДЬ ТРЕУГОЬНИКА. Задачи на оценку “3”. А-3-1 .Найдите площадь равнобедренного треугольника с боковой стороной 1 0см и основанием 16 см.А-3-3. Найдите площадь треугольника, равна 12 см, а высота, проведённая к ней, 7 см? | А-3-2. Найдите площадь правильного треугольника со стороной 12 см.А-3-4. Чему равна площадь треугольника со сторонами 11 см, 25 см и 30 см. | А-3-5. Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 8 см и 6 см. | А-3-6. Найдите площадь равнобедренного треугольника, у которого боковая сторона равна 6дм, а угол при основании равен 750. | Задачи на оценку “4”. Б-3-1. В равнобокой трапеции боковая сторона равна 25 см, диагональ30 см, а меньшее основание 11 см. | Б-3-2. Стороны параллелограмма равны 13 см и 14 см, а одна из диагоналей – 15 см. Найдите меньшую высоту параллелограмма. | Б-3-3. Биссектриса прямого угла делит гипотенузу прямоугольного треугольника на отрезки, разность которых равна 5 ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2334
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|