Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока - игры по теме Лексика. Словообразование. Правописание (5-й класс) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока - игры по теме Лексика. Словообразование. Правописание (5-й класс)


Автор(ы): Белоглазова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Урок- игра
Тема урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»
Цели урока: Обеспечить в ходе урока условия для повторения и систематизации изученного по пройденной теме.
Формировать навык грамотного письма, умения на практике применять знания, полученные на уроках.
Воспитывать любознательность, самостоятельность. Прививать интерес к изучению родного языка.
Оформление класса: на доске плакат с надпись. «Корнеград», на стенах карточки с разными морфемами.
Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитная доска, плакат, карточки.

Ход урока

Целеполагание: Объявление темы урока.
Вопросы к классу:
- Какие разделы языкознания мы сегодня будем повторять?
- Что изучает каждый раздел?
- Какая связь между ними?
Вступительное слово учителя:
- Сегодня, ребята, у нас у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в город Корнеград. Живут в нём морфемы. И попасть в этот город может только тот, кто правильно назовёт жителей этого города и сможет рассказать о них.
(Ученики дают определение окончания, приставки, суффикса, корня).
Учитель: Как вы думаете, почему этот город называется Корнеград?
(Предполагается ответ, что корень – главная значимая часть слова).
Дополнительные вопросы учителя:
  1. Какой общий признак у таких частей слова как приставка, корень и суффикс? ( Значимые части слова)
  2. Что значит – значимые части слова?
  3. Какие общие отличительные признаки у приставки и суффикса? Приведите примеры.
  4. Чем отличается окончание от других морфем?
Учитель: Молодцы! Теперь мы можем отправиться в путь. Но что это? По электронной почте пришло письмо. Посмотрите, кому оно адресовано. (Написано: «Грамотеям»). Будем читать?
Чтение письма жителей города Корнеград.
Дорогие грамотеи!
К нам в город пробрался мальчик Петя. Он наделал много бед в нашем городе, так как не знает ни одного правила. Помогите нам. Научите его грамотно писать.
Может, вы его знаете? Вот его приметы: его фамилия – однокоренное слово со словом «ошибаться», в ней – два суффикса: один суффикс такой же как в слове «пчёлка», а второй такой же как в слове «дядин». Окончание его фамилии такое же, как в слове «стул».
Жители города Корнеград
Задание 1. Определите фамилию мальчика. (Ошибкин)
Учитель: В городе Корнеград однокоренные слова и формы одного слова жили всегда раздельно, а Петя Ошибкин их смешал, считая, что они не отличаются друг от друга. А вы знаете, как отличить однокоренные слова и формы слова?
Задание 2.Отделите однокоренные слова от формы слова, записав их в разные столбики.
Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, по водному (пути), водник, подводить.
Учитель: Есть ли среди предложенных слов такое, которое не является однокоренным? Почему?
(Предполагаемый ответ: слово «водить» имеет другое лексическое значение, нежели остальные слова).
(На экране проецируется правильный ответ)
Учитель: Что обозначает термин «лексическое значение слова»? Для чего нужно определять лексическое значение слова при его написании? (Предполагаемый ответ: для того, чтобы не сделать ошибки в правописании слов с безударной гласной в корне слова).
Учитель: Петя Ошибкин этого не знал. И когда жители города попросили его объяснить правописание слов ХВ…СТЛИВЫЙ, Л…ВИНА, М…ЛОДУШНЫЙ, УКР…ТИТЬ, СОЖ…ЛЕНИЕ, он подобрал проверочные слова
(задание спроецировано через мультимедийный проектор):
хв…стливый - хвост
л…вина - улов
м…лодушный - молодость
укр…тить - краткий
сож…ление – жить
Задание 3. Запишите слова, подобрав свои варианты проверочных слов.
Учитель: Что ещё нужно знать, чтобы не сделать ошибки в написании слов с безударной гласной в корне слова?
(Предполагаемый ответ: есть слова с чередующимися гласными в корне слова).
- Назовите такие чередования.
(Предполагаемый ответ: А/О в корнях -лаг-, -лож-, раст-, -ращ, -рос-; О/Ё после шипящих в корне слов, Ы/И после Ц).
Физкультминутка
В корне ЛАГ – пишем А: (поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА.
Перед Ж пишем О - (чертим руками круг)
Это знаем мы давно.
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос (встаём на цыпочки, поднимаемая руки...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2937

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340