Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока - игры по теме Лексика. Словообразование. Правописание (5-й класс)
Автор(ы): Белоглазова Марина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Урок- игра Тема урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» Цели урока: Обеспечить в ходе урока условия для повторения и систематизации изученного по пройденной теме. Формировать навык грамотного письма, умения на практике применять знания, полученные на уроках. Воспитывать любознательность, самостоятельность. Прививать интерес к изучению родного языка. Оформление класса: на доске плакат с надпись. «Корнеград», на стенах карточки с разными морфемами. Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитная доска, плакат, карточки. Ход урока Целеполагание: Объявление темы урока. Вопросы к классу: - Какие разделы языкознания мы сегодня будем повторять? - Что изучает каждый раздел? - Какая связь между ними? Вступительное слово учителя: - Сегодня, ребята, у нас у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в город Корнеград. Живут в нём морфемы. И попасть в этот город может только тот, кто правильно назовёт жителей этого города и сможет рассказать о них. (Ученики дают определение окончания, приставки, суффикса, корня). Учитель: Как вы думаете, почему этот город называется Корнеград? (Предполагается ответ, что корень – главная значимая часть слова). Дополнительные вопросы учителя: - Какой общий признак у таких частей слова как приставка, корень и суффикс? ( Значимые части слова)
- Что значит – значимые части слова?
- Какие общие отличительные признаки у приставки и суффикса? Приведите примеры.
- Чем отличается окончание от других морфем?
Учитель: Молодцы! Теперь мы можем отправиться в путь. Но что это? По электронной почте пришло письмо. Посмотрите, кому оно адресовано. (Написано: «Грамотеям»). Будем читать? Чтение письма жителей города Корнеград. Дорогие грамотеи! К нам в город пробрался мальчик Петя. Он наделал много бед в нашем городе, так как не знает ни одного правила. Помогите нам. Научите его грамотно писать. Может, вы его знаете? Вот его приметы: его фамилия – однокоренное слово со словом «ошибаться», в ней – два суффикса: один суффикс такой же как в слове «пчёлка», а второй такой же как в слове «дядин». Окончание его фамилии такое же, как в слове «стул». Жители города Корнеград Задание 1. Определите фамилию мальчика. (Ошибкин) Учитель: В городе Корнеград однокоренные слова и формы одного слова жили всегда раздельно, а Петя Ошибкин их смешал, считая, что они не отличаются друг от друга. А вы знаете, как отличить однокоренные слова и формы слова? Задание 2.Отделите однокоренные слова от формы слова, записав их в разные столбики. Вода, водный, к воде, подводный, водица, за водой, по водному (пути), водник, подводить. Учитель: Есть ли среди предложенных слов такое, которое не является однокоренным? Почему? (Предполагаемый ответ: слово «водить» имеет другое лексическое значение, нежели остальные слова). (На экране проецируется правильный ответ) Учитель: Что обозначает термин «лексическое значение слова»? Для чего нужно определять лексическое значение слова при его написании? (Предполагаемый ответ: для того, чтобы не сделать ошибки в правописании слов с безударной гласной в корне слова). Учитель: Петя Ошибкин этого не знал. И когда жители города попросили его объяснить правописание слов ХВ…СТЛИВЫЙ, Л…ВИНА, М…ЛОДУШНЫЙ, УКР…ТИТЬ, СОЖ…ЛЕНИЕ, он подобрал проверочные слова (задание спроецировано через мультимедийный проектор): хв…стливый - хвост л…вина - улов м…лодушный - молодость укр…тить - краткий сож…ление – жить Задание 3. Запишите слова, подобрав свои варианты проверочных слов. Учитель: Что ещё нужно знать, чтобы не сделать ошибки в написании слов с безударной гласной в корне слова? (Предполагаемый ответ: есть слова с чередующимися гласными в корне слова). - Назовите такие чередования. (Предполагаемый ответ: А/О в корнях -лаг-, -лож-, раст-, -ращ, -рос-; О/Ё после шипящих в корне слов, Ы/И после Ц). Физкультминутка В корне ЛАГ – пишем А: (поднимаем руки вверх шалашиком) Получается АГА. Перед Ж пишем О - (чертим руками круг) Это знаем мы давно. О напишем в корне РОС: Вырос, перерос, подрос (встаём на цыпочки, поднимаемая руки...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2937
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|