Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Фрагменты уроков математики в 5-м классе, содержащие элементы технологии развивающего обучения
Автор(ы): Завалишина Татьяна Ивановна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока. Окружность, круг. Цели фрагмента урока. Расширить тему урока понятиями шар и сфера, познакомить с цилиндром, конусом и тором, показать их связь с окружностью и кругом. Научить видеть геометрические формы окружающих предметов. Конспект фрагмента урока. Мы уже знакомы с окружностью и кругом. В начале урока начертили их на доске и в тетрадях. Обсуждаем их сходства и различия (рис.1, а, б). - В пространстве есть аналогичные фигуры. Это шар и сфера. Например, арбуз или бильярдный шарик можно назвать шаром, а шарик для настольного тенниса - сферой. Показываю их учащимся. Слово шар означает “клубок”, а сфера – “небесный свод”. - Как вы думаете, чем шар отличается от сферы? - Сфера пустая внутри, она – только оболочка шара. - Какие вы можете привести примеры сферы и шара? - Шаром будет апельсин, а сферой – воздушный шарик. - Как бы вы распределили по группам фигуры: окружность, круг, сфера, шар (понятия записаны на доске). Обсуждаем, рассматриваем чертежи и модели, слушаем варианты ответов. - Окружность и круг – фигуры на плоскости. Сфера, шар – фигуры в пространстве. - Какому из понятий шар и сфера ближе по их свойствам окружность, а какому – круг? Есть ли сходства у фигур в первой группе с фигурами – во второй? - Да. Окружность – это только линия, ограничивающая круг. Сфера – это оболочка шара. А шар и круг имеют внутри окружности и сферы множество точек. Делаем вывод, что можно сгруппировать иначе, и подчёркиваем: окружность и сфера - одной чертой, круг и шар двумя чертами. - Сравните Земной шар и глобус. Что из них является шаром, а что сферой? - Земной шар – это шар, а глобус – это сфера. Затем рассматриваем модель сферы. Для этого можно использовать пяльцы для вышивания, расположив обручи один – вертикально, другой – горизонтально. Чертим на доске, и в тетрадях сферу (рис.2). Поясняем, что у сферы также есть центр в точке О, ОВ – радиус сферы. Окружность наибольшего диаметра изображаем в виде овала. - А кто знает, какой головной убор носит название геометрического тела? - Цилиндр! Это такая мужская шляпа! – А в технике есть такое понятие? – Да, внутри цилиндра движется поршень, тоже имеющий форму цилиндра. Показываю модели цилиндра и конуса. Обсуждаем: у цилиндра дно и крыша – круги, и дно конуса – круг. Цилиндр означает “валик”, “свёрнутая в трубочку рукопись”. - Что вам в жизни напоминает конус? - Шапочку Буратино! - Колпак клоуна! - Воронку! Теперь начертим две окружности из одного центра, но различного радиуса. Получили концентрические окружности. Заштрихуем поверхность между ними (рис.3). Мы изобразили кольцо. Как вы думаете, есть ли в пространстве знакомые предметы, соответствующие кольцу, как шар – кругу. Приведите примеры. - Это гимнастический обруч! - Камера колеса! - Резиновый эспандер для кистей рук! - Резиновый спасательный круг! - Бублик! - Баранка! - Эти предметы имеют одну геометрическую форму. Это тор, что означает “выпуклость”. - Вы познакомились с фигурами в пространстве. Назовите их! - Мы знаем шар, сферу, цилиндр, конус, тор. - И все они связаны с окружностью, кругом. Тема урока. Доли. Обыкновенные дроби. Цели фрагмента урока. Добиться неформального усвоения понятия доли. Показать красоту геометрических форм. Конспект фрагмента урока. Начертим две концентрические окружности. С помощью циркуля разделим одну из них на шесть равных частей. Соединим полученные точки деления с центром окружностей. Заштрихуем секторы большего и меньшего круга (рис. 4, а). - Какую часть круга составляет большой сектор? - Большой сектор составляет 1/6 часть круга. - Какую часть круга составляет малый сектор? - Малый сектор составляет 1/6 часть круга. - Получились одинаковые дроби. 1/6 = 1/6. - А на чертеже равны ли эти секторы. - Секторы – различны, значит, они не равны. - В чём дело? Вспомним определение понятия доли. - Надо сравнивать секторы одного и того же круга. А мы взяли равные части, но от различных кругов. Затем откроем заранее записанное на доске это определение. Выделяем слово “одного”. Доли – это равные части одного целого предмета. Давайте посмотрим на другой круг (рис.4, б). - Какая часть круга заштрихована? Чему равна её доля? Найдутся учащиеся, которые ответят, что заштрихована ? часть круга. Доля равна ј. Но основная часть класса замечает, что круг разделён не на равные части. А доли – это равные части одного целого предмета. Выделяем на доске слово “равные”. Значит, ответ “1/4” неверный. Чтобы определить долю, надо делить круг на равные части. Дома вы вырезали звезду (пентаграмму) из бумаги, и пробовали разделить её на доли. - Как можно разделить звезду на равные части? Сколько долей можно получить? - Звезду можно разделить на пять равных частей или долей. (Дети показывают свои варианты деления звезды на доли за партами, а кто-то из них начертит на доске (рис.5, а)). - Её можно разделить на пять долей иначе. (Рассматриваем другое деление (рис.5, б)). - Посмотрите на бабочку, на жука на стенде “Осевая симметрия”. Что они подсказывают? - Звезду можно разделить на две доли. (Изображаем это на доске (рис.5, в)). - А какое наибольшее число долей можно получить? Попробуйте объединить способы деления звезды на четвёртом и пятом рисунках. - Можно получить десять долей! (Делаем (рис.5, г)). Вспомним окружность, круг и соответствующие им фигуры в пространстве. - Окружности соответствует сфера, кругу соответствует шар. - Подумайте, дети, можно ли найти в пространстве что-то, соответствующее звезде? - Оказывается, в пространстве есть звёздчатые многогранники! Показываю модели правильных и полуправильных звёздчатых многогранников. - Посмотрите, как они восхитительны. Их созерцание доставляет всем наслаждение. Декоративность их применяется в ювелирной промышленности, в архитектуре. Так, необычный многогранник “Звезда”, выполненный доктором искусствоведческих наук. В. Н. Гамаюновым, вдохновил архитектора В. А. Сомова на созд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3465
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|