Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-конспект урока Вулканы. Горячие источники-гейзеры - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

План-конспект урока Вулканы. Горячие источники-гейзеры


Автор(ы): Игнатьева Людмила Николаевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ.
Образовательные цели и задачи урока: сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях;формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов, происхождением вулканических островов.
Развивающие цели: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные цели: воспитывать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование:
  • карта полушарий, карта строения земной коры.
  • карточки с новыми понятиями “магма”, “мантия”, “жерло”, “лава”, “кратер”.
  • компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
  • оборудование для опыта:
  • коническая колба,
  • фарфоровый тигель или чашка,
  • дихромат аммония,
  • спирт.
Выставка книг дополнительной литературы по теме.
Мультимедиа учебник “География. Начальный курс” для учащихся 6 классов, общеобразовательных учебных заведений.
Учебник: Т.П. Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
2. Опрос домашнего задания.
1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые, разрывные.)
2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.)
3. Как землетрясения могут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут опускаться или подняться крупные блоки земной коры.)
4. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Если вы находитесь в здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)
Выставляются оценки за ответы.

3. Изучение нового материала.

1. Сообщение целей и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами.
2. Вступительное слово учителя.
Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.
Как вы думаете, как называется это вещество? Как оно выходит на поверхность Земли и как называется это природное явление? (Магма. Выходит через кратер. Природное явление – Вулкан.)
Латинское слово “Вулканус” - у древних римлян – Бог Огня. Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.
Вулканы образно называют “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.
3. Просмотр фрагмента уз электронного мультимедиа учебника “География. Начальный курс” для 6класов общеобразовательных учебных заведений.
Рисунок 1
Образование вулканов.
Как же образуются вулканы?
В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (см. рис. 31 учебника). Менее плотная ,чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.
- Вспомните строение земной коры материковой и океанической и предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана и почему?
(Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит). Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье (о них мы просмотрели видеосюжет)и в Африке.
Есть наука которая изучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения.
4. Работа с учебником.
- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?
(Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими.
Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.
Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет).
5. Работа с географическим атласом.
Задание.

На карте Строения земной коры найдите вулканы на материке Евразия. Назовите несколько вулканов. Каким значком на карте показаны вулканы? (В виде звёздочки красной и чёрной или треугольники)
На интерактивной доске показана карта строения земной коры и прямо на ней отмечаем вулканы Евразии.
6. Практическая работа. А сейчас мы сами попробуем разбудить вулкан.
Демонстрация учителем опыта “Вулкан на столе”.
Правила безопасности (после опыта проветрить класс). Не пытайтесь повторить данный опыт дома. Это пожароопасно и можно обжечься.
В горло конической колбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается “вулкан” горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (3). Если затемнить окна в классе, создаётся впечатление извергающегося вулкана из кратера которого выливаются раскалённые массы. Реакция очень зрелищная.

7. Работа в тетради
.
Задание. Определить геогра...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2153

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340