Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока на тему: Сочинение по картине К.Ф. Юона Августовский вечер. Последний луч. Лигачево - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока на тему: Сочинение по картине К.Ф. Юона Августовский вечер. Последний луч. Лигачево


Автор(ы): Возженникова Надежда Васильевна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: передать свое отношение к картине интерьерного жанра со сложной композицией (описание помещения), обратить внимание на средства воссоздания жизни в живописи.

Ход урока

О художнике К.Ф. Юоне

Константин Федорович Юон прожил долгую и внешне вполне благополучную жизнь. Он был счастлив в семье, признан в творческой среде. Художник многогранного дарования – живописец, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, художественный критик, публицист.
Юон, как говорят, “родом из детства” - его жизнь представляла собой развитие заложенных, усвоенных в детском и отроческом возрасте творческих возможностей.
По происхождению он связан со Швейцарией – его род в этой стране прослеживается от XIV века, поэтому будущий художник, который родился в 1875 г., имеет двойное имя Константин- Николай. Жизнь большой семьи (Константин был четвертым из одиннадцати детей) протекала, как и во многих интеллигентных московских семьях: домашние концерты, детские спектакли, постановки “живых картин”. Все дети любили музыку и увлекались ею. Рисование, архитектурные памятники, театр – особые пристрастия Константина Юона.
Закончив реальное училище, Юон продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были К. Савицкий, А. Архипов, Л. Пастернак, А. Корин, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан.
Деньги, заработанные уроками, продажей работ, молодой художник тратил на заграничные поездки, где посещал музеи и выставки, работал в парижских студиях. Результатом стало значительное расширение кругозора, ощущение причастности к общеевропейским путям развития искусства.
В 1900 г. Юон пробует себя на педагогическом поприще. Он открывает одну из первых частных московских школ “Классы рисования и живописи”. Среди учеников были известные впоследствии художники, архитекторы и скульпторы: В. Мухина, В. Ватагин, В. Фаворский, Р. Фальк и др.
В этом же году Константин Юон открыл для себя главный неиссякаемый творческий источник – подмосковное село Лигачево, ставшее для него и домом, и вечным пейзажным мотивом. Здесь он встретил свою будущую жену, местную крестьянку Клавдию Алексеевну Никитину.
В 1900 г. состоялся дебют Юона на выставке Товарищества передвижников и первая покупка Третьяковской галереей его работы “У Новодевичьего монастыря весной”.
К.Ф. Юон много путешествовал, черпая в поездках впечатления и сюжеты. Бывая в старинных русских городах, он проникался их духом и красотой, воплощал образы национальной культуры на своих полотнах. Художник был увлечен суетой жизни, ее неугомонным кипением. Его привлекали места многолюдные – площади, монастыри, берега рек. Слитный гул базаров, гуляний, праздников передан на его картинах множественностью фигур, красочной пестротой одежд, обобщенностью, пластической однородностью лиц и фигур, похожих на цветную мозаику. Смысл его композиций – в соединении исторического окружения и человеческой повседневности.
Изменившаяся жизнь (Октябрьская революция, новый государственный строй ) заставила Юона искать применения своих сил и в других областях: он поступил в Московский отдел народного образования, где занимался организацией преподавания изобразительного искусства в художественных школах, любительских студиях, не оставляя, конечно, своего основного дела – творчества. Он в тот период был неоднозначным: с падениями и взлетами, исканиями, попытками найти себя в новом жанре – тематической картине (где он испытал довольно много неудач, так как это был не его путь в искусстве), но у художника всегда была эмоциональная отдушина – милое Лигачево, где черпались силы и вдохновение для написания пейзажей.
Долгая жизнь К.Ф. Юона закончилась в 1958 г. Многочисленные звания и награды говорят о том, что он был признан государством, однако признание и память благодарных зрителей гораздо важнее. Ведь с именем художника связаны такие обобщенные понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская весна”, “юоновская зима”. Они обозначают особенные явления и мотивы в лирическом образе русской природы, которые сумел увидеть и по-своему запечатлеть именно Юон, оставивший яркий, радостный, полный света и поэзии след в русском искусстве.

Слово искусствоведа

В селе Лигачеве, что под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил мастерскую с не по-деревенски большими, сдвоенными окнами, со временем обросшую пристройками, и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет. Почти все зимние пейзажи и множество летних написаны в Лигачеве – именно они более всего заслуживают названия юоновских.
Тема “августовских вечеров” появилась в творчестве Юона еще в 20-е годы, и началом ее стало изображение лирической семейной сценки на террасе дома. Август для Юона был одним из любимых периодов, его привлекала эта закатная пора лета. Прощание до следующего года с летним “солнцем художника” составляет элегическую ноту августовских работ художника. Но прежде чем угаснуть, краски горят особенно жарко. Место действия – лигачевский дом. Обращение к предвечернему освещению позволило художнику соединить интенсивные, горячие цвета в изображении внутреннего пространства дома и прохладную зелено-желтую гамму пространства окружающего.
Здесь Юон особенно тонко “перемешивает” живописные жанры. Интерьер потеснен пейзажем, рвущимся в сдвоенные окна и как бы продолженным в образе торжествующего букета, обосновавшегося в комнате. Изысканный натюрморт на столе парит на белой скатерти, от бликов и теней ставшей многоцветной. Прочные массивные стулья словно хранят печать присутствия людей только что покинувших комнату и вышедших в вечереюший простор, наслаждаться его красотой. Именно с красотой связан смысл понятия “юоновский пейзаж”.
Часто живопись мастера называют поэтической. Действительно, это пейзажная лирика, адекватная стихотворным образам русской поэзии. Творчество было для художника истинным наслаждением, и прежде всего потому, что устанавливало особую связь между ним и миром. “Счастье художника – живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него” – писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работа “Августовский вечер. Последний луч” по-настоящему удивляет свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорит о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы, а ведь написана художником 70-и с лишним лет.
Поэтическое воплощение России в образах старой Москвы и провинции, яркие национальные типы, живописная трактовка архитектурных памятников, лирика русской природы, отображенные на полотнах Юона, очень притягательны. Праздничное восприятие жизни, солнечность колорита, декоративность и свобода живописной манеры, артистизм и эмоциональность – все это звучит в живописи Юона и находит отклик в каждой душе.

Знакомство с картиной

Викторина для внимательных

Отвечать на вопросы нужно, не глядя в текст.
  1. Сколько стульев на террасе?
  2. Какой цвет преобладает в букете?
  3. Сколько чашек на столе?
  4. Висит ли что-нибудь на стенах террасы?
  5. Что видно из окна, расположенного напротив зрителей?
Подготовительные задания
1.Вопросы и ответы по содержанию.
а) Чем необычна эта картина?
б) Почему картина так подробно названа?
в) Что составляет интерьер?
г) Сложен ли натюрморт?
д) Какую роль играют цветы в организации пейзажа?
е) Какие чувства пробуждает картина?
2. Подберите эпитеты к словам: луч, самовар, букет, воздух, терраса, закат.
3. Найдите в предложениях метафоры, эпитеты, сравнения.
Буйная зелень смело заглядывает в окна террасы.
В натюрморте царствует пышный разноцветный букет.
Начищенный до блеска самовар приглашает попить ароматного чая.
Последний луч желанным гостем вошел и мягко в кресло сел.
Августовский вечер- друг семьи, тоже отдыхает на террасе.
4. Найдите в каждой группе предложений синонимы, в том числе контекстуальные.
а) Тонкий многоцветный аромат устойчиво держится над садами до голубых потемок…
А тут дух от земли чистый. (По М. Шолохову)
б) Теплый, мягкий луч золотым пятном сияет на чистых половицах.
Августовским лучом согрето все пространство полотна.
в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5732

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340