Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


Автор(ы): Таболова Анна Маратовна, преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока
:
  • повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
  • узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.
После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения.
Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
План урока:
I. Проверка домашнего задания (определение вила сложного предложения) – упражнения 429, 430 (учебник “Русский язык” А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.2003).
II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория).
III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила).
IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений, в том числе заданий из ЕГЭ.
V. Подведение итогов, задание на дом.

ХОД УРОКА

I.

На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами:
Вид связи Вид сложного предложения Примеры
Проверяем домашнее задание.

II.

Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении.
Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его.
Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью.
- Какие знаки ставятся между частями БСП?
- Чем определяется выбор знаков? (Соотношением частей БСП).
Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой.
Запишем два предложения и сравним их:
В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).
Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)
Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно)
- Как соотносятся части в этих предложениях?
В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП).
Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно)
Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны.
- Когда же мы ставим точку с запятой?
Запишем предложение и рассмотрим этот пример:
Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.)
- Сколько частей в предложении? (три части).
Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная.
Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями.

III.

  • А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП.
Рассмотрим пример:
Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно.
- Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль?
Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть:
Я знал его, а именно: мы странствовали с ним…
Еще пример.
Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.)
Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет)
- Какой союз можно поставить между частями?
Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП.
Запишем еще один пример:
На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.)
- В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину)
Небо было залито – почему?- восходила луна.
Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие?
- Когда вторая часть поясняет первую.
- Когда вторая часть указывает на причину того, о чем идет речь в первой.
- Когда вторая часть дополняет первую часть.
  • Тире между частями БСП.
Рассмотрим следующие примеры:
Вы улыбнетесь – мне отрада (Пушкин)
Лес рубят – щепки летят.(Пословица)
Слово молвит – соловей поет. (Пословица)
(Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.)
- В какой ча...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5593

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340