Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по русскому языку Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Автор(ы): Таболова Анна Маратовна, преподаватель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении. Цели урока: - повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
- узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.
После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения. Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила. План урока: I. Проверка домашнего задания (определение вила сложного предложения) – упражнения 429, 430 (учебник “Русский язык” А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.2003). II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория). III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила). IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений, в том числе заданий из ЕГЭ. V. Подведение итогов, задание на дом. ХОД УРОКА I. На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами: Вид связи | Вид сложного предложения | Примеры | Проверяем домашнее задание. II. Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении. Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его. Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью. - Какие знаки ставятся между частями БСП? - Чем определяется выбор знаков? (Соотношением частей БСП). Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой. Запишем два предложения и сравним их: В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов). Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов) Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно) - Как соотносятся части в этих предложениях? В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП). Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно) Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны. - Когда же мы ставим точку с запятой? Запишем предложение и рассмотрим этот пример: Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.) - Сколько частей в предложении? (три части). Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная. Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями. III. - А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП.
Рассмотрим пример: Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно. - Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль? Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть: Я знал его, а именно: мы странствовали с ним… Еще пример. Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.) Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет) - Какой союз можно поставить между частями? Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП. Запишем еще один пример: На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.) - В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину) Небо было залито – почему?- восходила луна. Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие? - Когда вторая часть поясняет первую. - Когда вторая часть указывает на причину того, о чем идет речь в первой. - Когда вторая часть дополняет первую часть. Рассмотрим следующие примеры: Вы улыбнетесь – мне отрада (Пушкин) Лес рубят – щепки летят.(Пословица) Слово молвит – соловей поет. (Пословица) (Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.) - В какой ча...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5593
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|