Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование художественных текстов на уроке русского языка (8-й класс) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование художественных текстов на уроке русского языка (8-й класс)


Автор(ы): Зыкова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Я считаю, что для учителей русского языка и литературы, да и не только для них, самая серьезная и трудная задача – научить детей думать, научить умению мыслить творчески, самостоятельно.
Учитель русского языка – это проводник в мире родного слова. Он не просто ведет учеников по маршрутам учебных программ. Он помогает ученикам увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира родной речи, его богатство, его поэзию.
Мы ответственны за душу ребенка, за его умение видеть доброе и красивое. Мне очень понравилось выражение заслуженного учителя России Галины Павловны Соколовой об уроке русского языка как уроке-любовании. На уроках русского языка надо помочь детям увидеть внутреннюю красоту русского слова. “На каждом уроке ученики должны “всматриваться и вслушиваться” в язык, и тогда через постижение красоты языка придет понимание его законов, его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи” (Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учеб. – Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.)
Я с большим удовольствием включаю в каждый урок работу с художественными текстами, ибо понимаю, что чувство прекрасного можно воспитать при постоянном общении с этим прекрасным. Особенно люблю поэзию. Отгадывать тайну стихотворения – самое увлекательное занятие. Убеждаю в этом и детей. И сухие уроки изучения грамматики преображаются, становятся интересными, так как на таких уроках каждый ученик проявляет свою индивидуальность, развивает речь, становится творцом. Я стараюсь, чтобы прикосновение к художественному тексту не превратилось в его расчленение, а было бы вдумчивым разговором с писателем, поэтом-мудрецом.
Я выстроила систему уроков включения поэтического текста с 5 по 9 класс. Почти на каждом уроке русского языка я использую поэтический текст, разный по объему, содержанию, жанру. Подбор стихов зависит от темы урока.
Для фестиваля я выбрала урок повторения в 8 классе “Вспомним частицы НЕ и НИ”. Этот урок я проводила в начале учебного года. Дети учатся по программе В.В.Бабайцевой.
В учебнике даны на это правило пословицы (упр.26, 29), слова с Не (упр. 27, 31), отдельные предложения из текстов Пушкина, Некрасова, Лидина (упр. 28, 29). Дан текст Туберовского “Мы слушаем музыку” (упр. 33), но в нем только одно предложение на правило “Не с глаголами” - и все.
Мне показалось, что уместно на этом уроке использовать поэзию участников войны в Афганистане. Во-первых, эти стихи насыщены данной орфограммой, во-вторых, такой урок позволяет вспомнить страницы нашей истории, в-третьих, он воспитывает патриотизм, что немаловажно в наши дни.
Для урока мне понадобились:
  • запись песни Игоря Талькова “Этот мир”;
  • учебник “Русский язык. Практика 8 класс” под редакцией Ю.С.Пичугина;
  • карточка.
Урок русского языка № 4 (8-й класс)
Правописание частиц не – ни.
Цели урока:
  1. Повторить орфограммы “НЕ и НИ с разными частями речи”.
  2. Познакомить с творчеством Игоря Талькова, Виктора Тарасова, Леонида Мартынова.
  3. Воспитывать в учениках неравнодушное отношение к жизни.
1 этап урока. Подготовительный.
Звучит песня в исполнении Игоря Талькова “Этот мир”. Эта песня создает настроение урока: серьезное размышление о жизни. Перед прослушиванием песни задаю вопросы:
– О чем песня?
– К чему зовет нас автор? (Быть каждому добрей, от этого и мир изменится в лучшую сторону).
(Приложение)
Мы живем как на вулкане
и всю жизнь играем в тир.
В этом тире каждый
стал из нас мишенью.
И так часто называем
грешным этот мир,
а своих не замечаем
прегрешений.
Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
и не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.
Мы грешим непониманьем
наших близких и друзей,
и в страну любви
горят мосты за нами.
Опустошенные пожаром
взвинченных страстей,
мы разглядываем мир
сквозь призму разочарований.
Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.
– При повторном прослушивании выписываем слова с НЕ: не замечаем, несовершенный, не станет, не станем, непониманием.
– Вспоминаем написание НЕ с глаголами, прилагательными и существительными.
– Прошу учеников выписать из упр. 29 пословицу и высказывание о смысле жизни и объяснить орфограмму “НЕ с разными частями речи”: Солнце своего света ни для кого не жалеет. (Пословица). Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих весел (В.Лидин).
– Прошу ребят объяснить смысл выписанных изречений, а также вспоминаем написание НЕ и НИ с местоимениями.
2 этап. Работа с поэтическим текстом.
1) Сообщение перед чтением стиха.
Эти стихотворения Виктора Тарасова я отрыла среди старых подшивок газет “Комсомольской правды”. Виктор погиб в Мараварском ущелье 21 апреля 1985 года. Остались стихи из Афганского блокнота.
2) Стихи проецируются на интерактивной доске. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
Если слезы (н..) лил
от обиды и зла,
Если с горя и боли
(н..) плакал (н..) разу,
Значит, ты (н..) любил
(н..)кого, (н..)когда,
Принимая любовь
за красивую фразу.
Если кожу ты с рук
(н..)когда (н..) срывал,
Если ссадин и крови
(н..) видел на теле,
Значит, ты (н..) боролся,
(н..) рисковал,
Сам себя (н..) познал
на рискованном деле.
Если прожил ты жизнь
для себя самого,
Схоронясь от (н..)взгоды
в уютной квартире,
Значит, жизнь ты прожил,
(н..) поняв (н..)чего,
Значит, ты и (н..) жил
в этом сказочном мире.
Задания:
1) Определите главную мысль стихотворения.
2) Списать, обозначить орфограммы.
При определении главной мысли ребята отметили активную жизненную позицию автора, который не считает правильной жизнь только для себя, лишенную слез, горя, ссадин… Перед выполнением второго задания вспоминаем отличие частицы Ни от частицы НЕ. (НЕ – отрицает; НИ – усиливает отрицание. Не нельзя опустить в предложении, ни – можно).
Ученики выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой в классе.
Таким образом вспоминается написание НЕ и НИ с глаголами, существительными, местоимениями, наречиями, деепричастиями.
3) Работа со вторым стихотворением Виктора Тарасова. Заранее подготовленный ученик читает его наизусть. Затем учитель диктует пост...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3367

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340