Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе на тему Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи» (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Конспект урока по русскому языку в 10-м классе на тему Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи» (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ)


Автор(ы): Псарёва Надежда Павловна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приложение. Слайд 1
Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.
Т.Уайлдер
Цели:
  • отработка навыков самостоятельного анализа текста;
  • развитие творческих способностей учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока
II. Первоначальная работа с текстом
Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником.
ОРЕЛ И ВОРОБЬИ
Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
И сказал тогда Орел воробьям:
– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
– Короткое крыло – низкий полет...
А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
III. Актуализация опорных знаний по речеведению
– Определите стиль и жанр этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
– Автор определила жанр как сказка-притча. Вспомните определение притчи. (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
Слайд 2
– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.
Слайд 3
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах (cодержательный и композиционный анализ текста)
Задания для групп.
Группа А
  1. Какова композиция притчи?
  2. Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.
Группа В
  1. Что вы можете сказать о героях притчи?
  2. Авторская характеристика Орла и воробьев.
Группа С
  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
  2. Их роль в тексте.
Примерные ответы на предложенные вопросы.
Группа А.
Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.
Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.
Кульминация – полные горечи слова Орла.
Развязка – ответ Орла на действия воробьев.
Условно в тексте можно выделить 5 микротем:
Слайды 4–8
1. Рассказ Орла и реакция воробьев «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...»
2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь «Окинул Орел своим зорким оком окрестность...»
«...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...»
3. Возмущение воробьев и ответ Орла «...возмутились такими речами воробьи...»
«короткое крыло – низкий полет»
4. Возвращение воробьев к прежнему существованию «...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...»
5. Мораль «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».
Группа В
В притче прослеживается аллегория.
Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.
Слайды 9, 10
Орел Воробьи
Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце
Проповедник, мудрец Психология обывателя
V. Обобщение композиционно-смыслового анализа текста
– Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать)...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5018

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340