Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе на тему Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орел и воробьи» (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ)
Автор(ы): Псарёва Надежда Павловна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Приложение. Слайд 1 Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Т.Уайлдер Цели: - отработка навыков самостоятельного анализа текста;
- развитие творческих способностей учащихся.
ХОД УРОКА I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока II. Первоначальная работа с текстом Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником. ОРЕЛ И ВОРОБЬИ Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал: – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно. Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям: – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: – Короткое крыло – низкий полет... А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется. III. Актуализация опорных знаний по речеведению – Определите стиль и жанр этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».) – Автор определила жанр как сказка-притча. Вспомните определение притчи. (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.) Слайд 2 – В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте. Слайд 3 IV. Самостоятельная работа учащихся в группах (cодержательный и композиционный анализ текста) Задания для групп. Группа А - Какова композиция притчи?
- Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.
Группа В - Что вы можете сказать о героях притчи?
- Авторская характеристика Орла и воробьев.
Группа С - Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
- Их роль в тексте.
Примерные ответы на предложенные вопросы. Группа А. Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций. Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла. Кульминация – полные горечи слова Орла. Развязка – ответ Орла на действия воробьев. Условно в тексте можно выделить 5 микротем: Слайды 4–8 1. Рассказ Орла и реакция воробьев | «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...» | 2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь | «Окинул Орел своим зорким оком окрестность...» «...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...» | 3. Возмущение воробьев и ответ Орла | «...возмутились такими речами воробьи...» «короткое крыло – низкий полет» | 4. Возвращение воробьев к прежнему существованию | «...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...» | 5. Мораль | «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется». | Группа В В притче прослеживается аллегория. Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные. Слайды 9, 10 Орел | Воробьи | Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом | Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце | Проповедник, мудрец | Психология обывателя | V. Обобщение композиционно-смыслового анализа текста – Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать)...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 5018
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|