Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении
Автор(ы): Гуреева Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Большие возможности для внутренней дифференциации дает использование ЭВМ в организации учебно-воспитательного процесса. К внутренней дифференциации мы относим гибкие, мягкие, ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с первых шагов в школе на уроке. Для этого в его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать удобные, интересные ему типы заданий, содержание учебного материала, а также форму его выражения. Использование ЭВМ на уроках русского языка дает учителю большие возможности. За небольшой промежуток времени (урок – 45 минут) учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические. ЭВМ можно использовать на уроках – зачетах, уроках – практикумах. (см. Приложение 1) Дифференцированный подход на этих уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития. Групповой формой деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учеников, если: - перед типологическими группами одновременно поставлена некоторая учебная цель;
- задания могут быть, как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы;
- групповая форма деятельности реализует отношение “учитель – группа – ученик”;
- степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит за работой групп, помогает консультантам осуществлять руководство в группе;
- группы представляют творческий отчет о проделанной работе.
Индивидуальной формой деятельности является такой способ организации работы, когда: - перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель, как сугубо индивидуальная личная цель деятельности;
- дифференцированные задания осуществляются с учетом принадлежности учащихся к группам А, В, С и Д;
- выполнение задания осуществляет каждый ученик самостоятельно;
- отдельным учащимся оказывается особая помощь;
- подводятся итоги деятельности каждого ученика.
Реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы, названные условно А, В, С и Д. В группу “А” входят учащиеся, знающие сверх программы, в “В” – с хорошим уровнем знаний и умений, в “С” – с минимальным уровнем знаний и умений, в “Д” – не достигших минимального уровня. С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели. С учащимися групп “А” и “В”: - расширение и углубление знаний по данной теме;
- развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли русского языка в жизни;
- доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “С”: - создание соответствующих условий для ликвидации пробелов в знаниях, актуализация знаний для успешного усвоения нового материала;
- развитие и закрепление интереса к русскому языку и учебной деятельности;
- формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданием;
- доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “Д”: - ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
- развитие навыков и умений осуществлять самостоятельно деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал;
- доведение учащихся до минимального уровня знаний и способов деятельности.
Одним из способов включения слабых учащихся в продуктивную учебную деятельность является использование дозированной помощи, разработанной в рамках исследования по коррекционной педагогике. Выделено три основных вида такой помощи: - стимулирующая помощь: заключается в дополнительном побуждении к деятельности или поиску допущенной ошибки;
- направляющая помощь: заключается в обозначении тех знаний, которые необходимо активизировать для выполнения задания;
- обучающая помощь – учитель подробно разбирает вместе с учеником весь ход рассуждения, необходимый для выполнения задания.
Дозированная помощь включается в текст самого задания (в качестве вспомогательных средств используются схемы, чертежи, начало выполнения задания и т.д.) Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Для проведения уроков – зачетов, уроков – практикумов с использованием ЭВМ класс делится на три группы (по 7-8 человек в группе). ((см. Приложение 2). В каждой группе выбирается консультант. Время работы в каждой группе 10–12 минут. 1 группа работает на персональных компьютерах, выполняя задания теста. (индивидуальная дифференцированная работа). Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень сложности теста (тест разработан в двух уровнях сложности: 1 уровень – основной, 2 уровень повышенной сложности). Перспектива: к концу изучения темы учащиеся групп “В” и “С” могут выбрать тест повышенной сложности и проверить свои знания по данной теме. Вследствие этого: - повышается интерес учащихся к изучаемому предмету русский язык;
- стремление выполнить задания сложного уровня.
Консультанты вносят в протоколы (см. Приложение 2) оценки, которые получили ученики группы за тест, индивидуальные карточки, за работу в творческой лаборатории. 2 группа работает по индивидуальным карточкам (индивидуальная дифференцированная работа). Здесь учащимся тоже предоставляется возможность выбора задания. Выбрав карточку основного уровня и справившись с ней...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1207
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|