Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении


Автор(ы): Гуреева Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Большие возможности для внутренней дифференциации дает использование ЭВМ в организации учебно-воспитательного процесса. К внутренней дифференциации мы относим гибкие, мягкие, ненавязчивые формы дифференциации, которые организует педагог с первых шагов в школе на уроке. Для этого в его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать удобные, интересные ему типы заданий, содержание учебного материала, а также форму его выражения.
Использование ЭВМ на уроках русского языка дает учителю большие возможности. За небольшой промежуток времени (урок – 45 минут) учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические. ЭВМ можно использовать на уроках – зачетах, уроках – практикумах. (см. Приложение 1)
Дифференцированный подход на этих уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы.
Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.
Групповой формой деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учеников, если:
  • перед типологическими группами одновременно поставлена некоторая учебная цель;
  • задания могут быть, как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы;
  • групповая форма деятельности реализует отношение “учитель – группа – ученик”;
  • степень самостоятельности учащихся возрастает. Учитель следит за работой групп, помогает консультантам осуществлять руководство в группе;
  • группы представляют творческий отчет о проделанной работе.
Индивидуальной формой деятельности является такой способ организации работы, когда:
  • перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель, как сугубо индивидуальная личная цель деятельности;
  • дифференцированные задания осуществляются с учетом принадлежности учащихся к группам А, В, С и Д;
  • выполнение задания осуществляет каждый ученик самостоятельно;
  • отдельным учащимся оказывается особая помощь;
  • подводятся итоги деятельности каждого ученика.
Реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы, названные условно А, В, С и Д. В группу “А” входят учащиеся, знающие сверх программы, в “В” – с хорошим уровнем знаний и умений, в “С” – с минимальным уровнем знаний и умений, в “Д” – не достигших минимального уровня.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели.
С учащимися групп “А” и “В”:
  • расширение и углубление знаний по данной теме;
  • развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли русского языка в жизни;
  • доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “С”:
  • создание соответствующих условий для ликвидации пробелов в знаниях, актуализация знаний для успешного усвоения нового материала;
  • развитие и закрепление интереса к русскому языку и учебной деятельности;
  • формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над заданием;
  • доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С учащимися группы “Д”:
  • ликвидация пробелов в знаниях и умениях;
  • развитие навыков и умений осуществлять самостоятельно деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал;
  • доведение учащихся до минимального уровня знаний и способов деятельности.
Одним из способов включения слабых учащихся в продуктивную учебную деятельность является использование дозированной помощи, разработанной в рамках исследования по коррекционной педагогике. Выделено три основных вида такой помощи:
  • стимулирующая помощь: заключается в дополнительном побуждении к деятельности или поиску допущенной ошибки;
  • направляющая помощь: заключается в обозначении тех знаний, которые необходимо активизировать для выполнения задания;
  • обучающая помощь – учитель подробно разбирает вместе с учеником весь ход рассуждения, необходимый для выполнения задания.
Дозированная помощь включается в текст самого задания (в качестве вспомогательных средств используются схемы, чертежи, начало выполнения задания и т.д.)
Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания.
Для проведения уроков – зачетов, уроков – практикумов с использованием ЭВМ класс делится на три группы (по 7-8 человек в группе). ((см. Приложение 2). В каждой группе выбирается консультант.
Время работы в каждой группе 10–12 минут.
1 группа работает на персональных компьютерах, выполняя задания теста. (индивидуальная дифференцированная работа). Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень сложности теста (тест разработан в двух уровнях сложности: 1 уровень – основной, 2 уровень повышенной сложности).
Перспектива: к концу изучения темы учащиеся групп “В” и “С” могут выбрать тест повышенной сложности и проверить свои знания по данной теме. Вследствие этого:
  • повышается интерес учащихся к изучаемому предмету русский язык;
  • стремление выполнить задания сложного уровня.
Консультанты вносят в протоколы (см. Приложение 2) оценки, которые получили ученики группы за тест, индивидуальные карточки, за работу в творческой лаборатории.
2 группа работает по индивидуальным карточкам (индивидуальная дифференцированная работа). Здесь учащимся тоже предоставляется возможность выбора задания. Выбрав карточку основного уровня и справившись с ней...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1207

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340