Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование эвристических задач на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование эвристических задач на уроках русского языка


Автор(ы): Гайворонская Наталья Николаевна, Преподаватель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Стратегия инновационного обучения, имеющая целью развитие личности учащихся, предполагает изменение мотивационно-смысловой установки учителя и учащихся, ориентированность на совместную поисковую деятельность, изменение характера учебных задач (выдвижение на первый план эвристических задач), разнообразие форм и методов, обогащающих мотивы учения и расширяющих мотивационную сферу личности учащихся.
Построение учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка как партнерства педагога и учеников может быть успешно реализовано в проблемных методах обучения, в частности при решении эвристических (проблемных) задач. Этот прием построен так, что усвоение учебного материала оказывается погруженным в общение, обмен действиями и инициативами, т.е. непосредственное взаимодействие учащихся с учителем и между собой, изменение позиций участников.
Активные методы обучения, кроме улучшения усвоения предметного содержания (благодаря активной позиции учащихся и большему разнообразию психологических форм заданий), развития воображения и творчества, благоприятно влияют на развитие личности и всего коллектива в целом, формирует единое смысловое поле деятельности, обеспечивая единство обучения и воспитания.
Активный диалог и совместная деятельность на равных побуждают учащихся соучаствовать при рождении новых мыслей, мобилизует имеющиеся у них знания и опыт.
Ведущую роль в побуждении к многообразию форм социальных и межличностных взаимодействий играют эвристические задачи.
При определении понятия задача можно отметить некоторые разночтения. Ряд авторов понимает задачу как учебное задание (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер), как проблемную учебную задачу: совокупность вопросов, создающих проблемную ситуацию (В. Кудрявцев), как задачу, содержащую объективное противоречие (М.И. Махмутов). В связи с вышеизложенным отметим, что существует справедливое мнение, в соответствии с которым признается объективность задачи. А значит, в этом значении задача совпадает с термином задание и учебная проблема. В психологии одновременно широко используется термин задача в значении мыслительная задача, в которой участвует мышление субъекта (В.А. Малахова).
Определяя понятия проблема, задача, задание, одни авторы подчеркивают объективный, другие - субъективный характер этих понятий. В какой-то мере преодолеть подобные разночтения и определить различия между понятиями проблема, задача и задание помогает справедливое высказывание М. И. Махмутова, который считает, что :задача воспринимается слушателем как проблема, когда он видит определенную связь между данными задачи и требованиями новой информации, содержащимися в ней, со своими прежними знаниями. В этом случае задача как объективное явление принимает субъективный характер, она отражается в сознании человека и становится для него проблемой [4]. Существенно также соотношение понятий задача, задание, проблема и проблемная ситуация, поскольку задача, отражаясь в сознании человека, становится для него проблемой, которую он должен решить в проблемной ситуации. Считаем, что содержание понятий можно раскрыть через связи, существующие между ними.
Современный урок русского языка имеет триединую цель - познавательную, воспитательную, развивающую. Способы организации учебной работы должны обеспечивать одновременно у учащихся активной познавательной позиции и усвоения конкретных лингвистических знаний и умений. Использование эвристических задач на уроках русского языка позволяет в полной мере реализовать указанные функции современного урока.
Приведем примеры эвристических задач, используемых на уроках русского языка:
1. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько примеров для каждого языка, который вы знаете.
2. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка - в значении путаница, мешанина; страшно, жутко, ужасно - в значении очень; море, река, потоки (слез) - в значении очень много.
3. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы: Я опьянен, я очарован. Короче - я огончарован (Пушкин); толкастика (Чехов); полуподлец, полуневеджа (Пушкин); бездарь (Северянин); громокипящий (Тютчев); тарел (Вознесенский); русал (Нагибин); головотяп (Салтыков-Щедрин); нимф (Ильф и Петров); спаха (А. Белый).
4. Что общего между рубахой и рублем, между румянцем и рудой, между огородом и городом?
5. Какие значения имеет глагол дышать в приведенных отрывках из поэтических текстов?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день: (А. Пушкин).
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей: (Н. Языков).
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом: (А. Блок).
6. В этимологическом словаре о слове красный сначала говорится, что оно общеславянское, а потом, что оно собственно русское. Объясните это противоречие.
7. Можно ли, не заглядывая в словарь, предположить, из какого языка заимствованы слова...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1676

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340