Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование элементов безотметочной системы обучения на уроках русского языка в 5-х классах - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование элементов безотметочной системы обучения на уроках русского языка в 5-х классах


Автор(ы): Балабанов Сергей Юрьевич, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Прежде чем чему-то научить,
Следует самим нам научиться
Детские ошибки возлюбить,
Чтобы лишний раз не ошибиться.
Главное, зависимое слово,
Спинку ровно, ручка, карандаш…
Раз за разом, год за годом снова,
А на выходе – ребячий гений наш.

Обратиться к системе обучения, заявленной в теме работы, меня заставили две фразы, сказанные в разное время разными учениками.
“Сергей Юрьевич, сколько будет стоить написать сочинение на “пятёрку”?
“Три, три, три… Сергей Юрьевич, у меня дневник скоро будет, как решето – весь в дырочку!”
Первая фраза была сказана одним из моих первых выпускников, семь лет тому назад, вторая с горечью в глазах и дрожанием в голосе нынешним пятиклассником.
За последние годы в содержании образования произошли коренные изменения, которые обусловлены тем, что с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения акцент переносится на формирование общеучебных умений, что влечёт за собой, естественно, изменение самой системы оценивания.
В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.001 № 1765 – Р, говорится о необходимости формирования у учащихся оценочной самостоятельности, когда учащиеся совместно с учителем и одноклассниками оценивают свою работу. Самооценка включает в себя три составляющие. Первая составляющая связана с содержанием оценочной деятельности учителя (самооценка у учащихся успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к нему, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться). Второй составляющей процесса самооценки является развитие у обучающегося умения дать самому себе содержательную характеристику, самому регулировать свой учебный труд, третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.
В Информационном письме Министерства образования от 03.06.2003 № 13 – 51 – 120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях” много говорится о недостатках традиционной пятибалльной системе обучения, среди которых выделяются отсутствие у учащихся полной оценочной самостоятельности, затруднение индивидуализации обучения, малая информативность традиционной системы обучения и травмирующий характер отметки, т.к. она полностью сосредоточена в руках педагогического коллектива.
Ни для кого не секрет, что традиционно в школе оценивают по пятибалльной системе, на самом деле, эта система уже давно превратилась в трёхбалльную систему, ведь в каждой школе проходят традиционно педагогические советы, на которых говорят, что “ставя ученику “2”, учитель ставит “2” себе”, а о “1” и говорить не приходится. Что остаётся? “3”, “4”, “5”. Не мало ли, уважаемые коллеги? Помимо этого, нередко педагогическим советам предшествуют “хождения по мукам”, когда классные руководители, чувствуя себя очень неловко, подходят к преподавателям-предметникам, чтобы поговорить об успеваемости Маши, Оли или Коли, узнать, что необходимо сделать этим ученикам для того, чтобы в следующей четверти итоговая отметка была бы более высокой…
Всё вышеуказанное позволило пойти на своеобразный эксперимент – в одном из пятых классов на уроках русского языка были использованы элементы системы безотметочной системы обучения. Нельзя говорить о том, что в течение всего учебного процесса на уроках класс работал по этой системе, для этого необходима определённая правовая база, куда входят “Положение о безотметочном обучении” и “Правила оценочной безопасности”, которые на данный момент в нашем учебном заведении находятся в стадии разработки. Об этих документах много сказано на оперативных совещаниях при директоре школы и на педагогических советах.
Первая, стартовая работа, была проведена с учащимися после изучения тем “Правописание безударной гласной в корне слова” и “Правописание непроизносимых согласных в корне слова”. Темы, которые является проблемными для учащихся любых классов, вплоть до выпускников, когда очень трудно подобрать какое-либо необходимое проверочное слово.
Изначально ученикам был предложен следующий текст:
Нискае сонце ослипитильно била вглаза. Море подним вовсю шырину горела, как магний. Степ абрывалас с разу.
Крутая дарошка вила зигзагами внис. Петя превык бегат поней басеком. Батинки стисняли мальчека. Подмётки скальзили. Ноги бижали сами собой.
Как видите, в данном тексте представлено довольно большое количество ошибок. Далее ученикам была предложена шкала, в вершине которой стояла цифра 29 (количество ошибок допущенных в данном тексте). Сложность была в том, что помимо слов на изученные орфограммы в тексте встречаются ошибки и на другие правила (правописание окончаний имён прилагательных, правописание предлогов и т.д.) Далее, при нахождении каждой ошибки учащиеся должны были отмечать на своих графиках по одному пункту. Один пункт – одна ошибка. Следует отметить, что класс успешно справился с предложенным заданием, притом не оценивалась скорость выполнения задания и аккуратность его выполнения, потому что это относится к психологическим особенностям каждого ребёнка в отдельности.
При безотметочной системе обучения учитель и ученик должны выяснить для себя три важных вопроса: Что оценивать, как оценивать и какими средствами оценивать. После выполнения данной работы оценивалось умение учащимися видеть ошибкоопасные места и умение применять правила правописания в определённой ситуации. Результаты данной работы были занесены в “Лист индивидуальных достижений”, который имеется у каждого ученика.
При безотметочной системе обучения ученик вправе сам выбрать задание того уровня, которое сегодня будет предложено учителем для работы в классе. При этом ученик выбирает как определённый уровень задания, так и тип задания, над которым будет работать.
При изучении темы “Правописание безударных гласных в корне слова” учащимся было предложено следующее задание:
В…щевой, в…лна, гр…ница, д…ржать, др…бить, зам…рзать, зн…мёна, к…тать, к…дать, к…вёр, к…льцо, л…скать, л…вша, л…чить, м…слёнка, м…нять, нар…дить, н…мой, оз…ро, ос…нь, п…хать, п…хучий, пр…мой, п…тёрка, с…бор.
Задание 1-го уровня:
  • Обозначьте в словах корень и вставьте пропущенные буквы.
  • К пяти существительным подберите проверочные слова.
Задание 2-го уровня:
  • Обозначьте в словах корень, вставьте пропущенные буквы; рядом с глаголами запишите проверочные слова.
  • С выделенными словами составьте простые предложения.
Задание 3-го уровня:
  • Выпишите любые 15 слов, обозначьте в них корень, поставьте ударение, в скобках напишите проверочные слова.
  • Со словом ребро составьте нескол...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1612

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340