Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Занятие элективного курса по химии в 9-м классе Химия вокруг нас. Тема Вещества в аптечке. Вещества, применяемые как лекарственные препараты
Автор(ы): Гукова Наталья Валериевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: 1. Знакомство с неорганическими веществами, применяемыми в медицине. 2. Сформировать представление о веществах, необходимых в повседневной жизни (в аптечке). 3. Развивать знания учащихся о воздействии веществ на организм, о веществах и умении ими пользоваться. Задачи: 1. Развивать самостоятельность учащихся при изучении нового материала, умение анализировать литературу. 2. Воспитание на межпредметной основе с медициной и биологией химического мышления, необходимого в повседневной жизни, интеграция знаний наук о человеке. 3. Практическая направленность и профессиональная ориентация учащихся, выбравших естественно-научный профиль. Форма проведения: Научно-практическая конференция учащихся. Девиз занятия: « Всяк знанья ищет, да не всяк знанья творит. Знания да умения везде и всегда найдут применение». Материальное обеспечение: Комплект «Автомобильная аптечка», комплект «Лабораторная аптечка», комплект лабораторной посуды и реактивов для проведения анализа химического состава вещества, комплект лабораторной посуды и реактивов для получения веществ. Ход занятия ПЛАН ЗАНЯТИЯ | ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ | 1. Вступительное слово учителя | Беседа | 2. Вещества в аптечке, необходимые в повседневной жизни. | Консультация будущей медицинской сестры:А) стационарная аптечка (домашняя); Б) переносная аптечка (автомобильная). | 3. Неорганические вещества, применяемые как медицинские препараты. | Доклад будущего химика-теоретика:А) рисуночное письмо; Б) сопроводительное письмо. Практический анализ: В) «Использование знаний о веществах на практике». | 4. Лекарственные формы и противомикробные средства. | Доклад любителя-знатока:А) действие веществ на живой организм; Б) лекарственные формы. Проблемный реферат будущего юриста или журналиста: В) решение проблемной ситуации по дефициту йода в организме. | 5. Получение лекарственных препаратов. | Ученический проект будущего химика-практика:«Проект получения вещества» (например: пищевой соды) в лабораторных и домашних условиях. | 6. Анализ состава лекарственного препарата. | Практическая работа № 5 под руководством учащегося-лаборанта или учителя. | 7. Творческая «Угадай-ка».Задачи с медицинским содержанием. | Творческая работа: кроссворд или викторина «Химия и медицина». № 1. Фармацевту необходимо приготовить глазные капли, содержащие 0,25% сульфата цинка, 2% борной кислоты. Какую массу этих веществ ему надо взять, если он взял 200 мл воды. | Заключительно слово учителя: «Жизнь велит вам учить и учиться Опыт ваш – это мудрости клад. Все, что выучили вы, пригодится И весомее станет стократ». Сценарий занятия: 1. Вступительное слово учителя. Учитель начинает беседу с учащимися о том, что некоторые химические вещества применяются в качестве лекарственных препаратов и знания о таких веществах и их применении крайне важны в повседневной жизни. Учащиеся догадываются о теме занятия и в беседе с учителем определяют цели и задачи занятия. Учитель уточняет форму проведения занятия и девиз для активизации познавательной деятельности. Если учитель имеет ПК, то можно использовать презентацию занятия. Приложение 1. 2. Вещества в аптечке, необходимые в повседневной жизни. Учитель заранее даёт задание учащемуся, желающему поступать в медицинский ВУЗ или колледж, подготовить консультацию. Учащийся проводит консультацию для дру-гих учащихся, показывает содержимое комплектов «Автомобильная аптечка» и «Лабо-раторная аптечка», фиксирует разницу между стационарной и переносной аптечками. План консультации: 1. Стационарная аптечка (домашняя или лабораторная): А) Назначение; Б) Перечень обязательных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета. 2. Переносная аптечка (автомобильная): А) Назначение; Б) Перечень обязательных средств и медикаментов для автомобильной аптечки. 3. Самостоятельные выводы учащегося. Цель консультации: организация требований по технике безопасности при работе в химических лабораториях и в транспорте. По желанию учащийся может кратко охарактеризовать назначение каждого медикамента аптечки для расширения знаний об использовании веществ. Литература для самостоятельной подготовки учащегося: 1. Маршанова Г.Л. «Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций», Москва: «Аркти», 2002. 2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. 11 класс», Москва: «Дрофа», 2003, стр.317. 3. «Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения» № 34, «Просвещение», декабрь, 1987. 3. Неорганические вещества, применяемые как медицинские препараты. Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению подготовить ученический проект «Использование неорганических веществ в медицине». План проекта: 1. Введение. 2. Классификация неорганических химических веществ и их применение в медицине. 2.1. Простые вещества. 2.2. Кислоты. 2.3. Оксиды. 2.4. Основания. 2.5. Соли. 3. Заключение. 4. Используемая литература. 5. Приложения (рисуночное письмо или таблица классов веществ). Свою работу учащийся представляет в форме стендового доклада или рисуночного письма (плаката) будущего химика-теоретика, сопровождая пояснительной информацией. Литература для самостоятельной подготовки учащегося: 1. Методические журналы «Химия в школе» за 2005 год. 2. Медицинская энциклопедия. 3. Воскресенский П.И., Каверина А.А. «Справочник по химии. Пособие для учащегося», Москва: «Просвещение», 1978. 4. Соболева Э.А. «Использование неорганических веществ в медицине»// статья из журнала «Химия в школе» №10, 2002 г., стр. 27-30. Учащемуся с повышенной мотивацией к практическим заданиям учитель заранее предлагает подготовить практический анализ медицинского средства «Использование знаний о веществах на практике». Цель анализа: Доказать состав вещества используя знания о свойствах веществ. Связать логическую цепочку «вещество - свойства вещества - применение вещества». Объект исследования: Пакет гипотермический для оказания первой помощи «Снежок». Пакет применяется в качестве холодного компресса при травмах в экстремальных случаях, где нельзя взять холодной воды или льда (на автомобильных трассах, в походах и т.д.). Для выполнения задания учащийся внимательно знакомится с объектом исследо-вания, делает свои предположения о составе вещества проводит заранее предвари-тельные лабораторные исследования по выдвинутой версии и результаты работы представляет в практическом анализе по плану: 1. Цель работы. 2. Объект исследования. 3. Назначение. 4. Способ применения. 5. Хранение пакета. 6. Мои предположения о составе, о содержимом пакета. 7. Доказательство предположения. Химический анализ вещества. Качественные реакции на нитрат-ионы и ионы аммония. 8. Вывод. В результате работы учащийся делает вывод, что эндотермический эффект растворе-ния нитрата аммония человек использует в медицине в качестве холодного компресса. Литература для самостоятельной подготовки учащегося: 1. Штемплер Г.И. «Химия на досуге. Домашняя лаборатория», Москва: «Просвещение», 1980. 2. Габриелян О.С. «Химия. 9 класс», Москва: «Дрофа», 2007, стр.153-155. 3. Касатикова Е.Л. «Химия в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов», Санкт-Петербург, 2004, стр. 46-48. 4. РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 11 класс», Москва: «Просвещение», 1992, стр. 146. 4. Лекарственные формы и противомикробные средства. Учащемуся со средней мотивацией к обучению учитель заранее предлагает подготовить доклад «Противомикробные неорганические средства» по плану: 1. Дезинфицирующие неорганические вещества и их назначение. 1.1. Известь хлорная. 1.2. Раствор аммиака. 1.3. Сулема. 2. Антисептические средства и их назначение. 2.1. Марганцовка. 2.2. Спиртовой раствор йода. 2.3. Перекись водорода. 2.4. Борная кислота. 2.5. Нитрат серебра. 2.6. Протаргол. 3. Вывод. Учащийся обязательно записывает на доске формулы этих веществ и знакомит других учащихся с действием этих веществ на живые организмы. В заключение своего доклада он может познакомить учащихся с таблицей «Лекарственные формы». Литература для самостоятельной подготовки учащегося: 1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю., Теренин В.И. «Химия. 10 класс», Москва: «Дрофа», 2005, стр. 268-281. 2. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984. 3. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995. Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению, но имеющему интерес в юридической области и журналистике, подготовить проблемный реферат «Проблема дефицита йода в организме и её решение». Для этого учащемуся предлагается проблемная ситуация. С каждым годом увеличивается число людей, страдающих заболеваниями щитовид-ной железы. Самое страшное в том, что треть больных - это дети, причём у половины из них врождённая патология щитовидной железы. Причина этого - недостаток йода в организме. Щитовидная железа синтезирует гормоны, которые регулируют жизнедеятельность каждой клетки организма. От работы щитовидной железы зависят наши умственные способности, бодрость и физическое состояние. Нашему организму требуется 0,3 мг в день йода. Сегодня в России нет ни одного региона, где была бы исключена угроза дефицита йода. Хроническая нехватка этого микроэлемента в почве, воздухе, воде и в продуктах питания подвергает риску здоровье россиян. Учащийся знакомится с литературой по этому вопросу и готовит реферат по примерному плану: 1. Проблемная ситуация. 2. Реферативная часть. 2.1. История открытия йода. 2.2. Йод в природе. 2.3. Получение йода из водорослей. 2.4. Физические и химические свойства йода. 2.5. Биологическая роль йода. 2.6. Физиологическое действие йода. 2.7. Применение йода и его соединений. 2.8. Йод в медицине. 3. Решение проблемы. 4. Самостоятельный вывод. 5. Литература. 6. Приложения. Литература для самостоятельной подготовки учащегося: 1. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995. 2. Барков С.А. «Галогены и подгруппа марганца», Москва: «Просвещение, 1976. 3. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984. 4. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва: «Аркти», 1999. 5. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. «Как были открыты химические элементы», Москва: «Просвещение, 1980. 6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. 5. Получение лекарственных препаратов. Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению, имеющему повышенный интерес к предмету химии, подготовить ученический проект «Получение вещества в домашних или лабораторных условиях» (например, пищевой соды, применяемой в медицинских целях). Работа над проектом проходит по плану: 1. Цель проекта. 2. Состав и свойства вещества (питьевой соды). 3. История производства вещества. 4. Пр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3008
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|