Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Занятие элективного курса по химии в 9-м классе Химия вокруг нас. Тема Вещества в аптечке. Вещества, применяемые как лекарственные препараты - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Занятие элективного курса по химии в 9-м классе Химия вокруг нас. Тема Вещества в аптечке. Вещества, применяемые как лекарственные препараты


Автор(ы): Гукова Наталья Валериевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1. Знакомство с неорганическими веществами, применяемыми в медицине.
2. Сформировать представление о веществах, необходимых в повседневной жизни (в аптечке).
3. Развивать знания учащихся о воздействии веществ на организм, о веществах и умении ими пользоваться.
Задачи:
1. Развивать самостоятельность учащихся при изучении нового материала, умение анализировать литературу.
2. Воспитание на межпредметной основе с медициной и биологией химического мышления, необходимого в повседневной жизни, интеграция знаний наук о человеке.
3. Практическая направленность и профессиональная ориентация учащихся, выбравших естественно-научный профиль.
Форма проведения: Научно-практическая конференция учащихся.
Девиз занятия: « Всяк знанья ищет, да не всяк знанья творит.
Знания да умения везде и всегда найдут применение».
Материальное обеспечение:
Комплект «Автомобильная аптечка», комплект «Лабораторная аптечка», комплект лабораторной посуды и реактивов для проведения анализа химического состава вещества, комплект лабораторной посуды и реактивов для получения веществ.
Ход занятия
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ
1. Вступительное слово учителя Беседа
2. Вещества в аптечке, необходимые в повседневной жизни. Консультация будущей медицинской сестры:А) стационарная аптечка (домашняя);
Б) переносная аптечка (автомобильная).
3. Неорганические вещества, применяемые как медицинские препараты. Доклад будущего химика-теоретика:А) рисуночное письмо;
Б) сопроводительное письмо.
Практический анализ:
В) «Использование знаний о веществах на практике».
4. Лекарственные формы и противомикробные средства. Доклад любителя-знатока:А) действие веществ на живой организм;
Б) лекарственные формы.
Проблемный реферат будущего юриста или журналиста:
В) решение проблемной ситуации по дефициту йода в организме.
5. Получение лекарственных препаратов. Ученический проект будущего химика-практика:«Проект получения вещества» (например: пищевой соды) в лабораторных и домашних условиях.
6. Анализ состава лекарственного препарата. Практическая работа № 5 под руководством учащегося-лаборанта или учителя.
7. Творческая «Угадай-ка».Задачи с медицинским содержанием.
Творческая работа: кроссворд или викторина «Химия и медицина». № 1. Фармацевту необходимо приготовить глазные капли, содержащие 0,25% сульфата цинка, 2% борной кислоты. Какую массу этих веществ ему надо взять, если он взял 200 мл воды.
Заключительно слово учителя:
«Жизнь велит вам учить и учиться
Опыт ваш – это мудрости клад.
Все, что выучили вы, пригодится
И весомее станет стократ».
Сценарий занятия:
1. Вступительное слово учителя.
Учитель начинает беседу с учащимися о том, что некоторые химические вещества применяются в качестве лекарственных препаратов и знания о таких веществах и их применении крайне важны в повседневной жизни. Учащиеся догадываются о теме занятия и в беседе с учителем определяют цели и задачи занятия. Учитель уточняет форму проведения занятия и девиз для активизации познавательной деятельности. Если учитель имеет ПК, то можно использовать презентацию занятия. Приложение 1.
2. Вещества в аптечке, необходимые в повседневной жизни.
Учитель заранее даёт задание учащемуся, желающему поступать в медицинский ВУЗ или колледж, подготовить консультацию. Учащийся проводит консультацию для дру-гих учащихся, показывает содержимое комплектов «Автомобильная аптечка» и «Лабо-раторная аптечка», фиксирует разницу между стационарной и переносной аптечками.
План консультации:
1. Стационарная аптечка (домашняя или лабораторная):
А) Назначение;
Б) Перечень обязательных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета.
2. Переносная аптечка (автомобильная):
А) Назначение;
Б) Перечень обязательных средств и медикаментов для автомобильной аптечки.
3. Самостоятельные выводы учащегося.
Цель консультации: организация требований по технике безопасности при работе в химических лабораториях и в транспорте.
По желанию учащийся может кратко охарактеризовать назначение каждого медикамента аптечки для расширения знаний об использовании веществ.
Литература для самостоятельной подготовки учащегося:
1. Маршанова Г.Л. «Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций», Москва: «Аркти», 2002.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. 11 класс», Москва: «Дрофа», 2003, стр.317.
3. «Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения» № 34, «Просвещение», декабрь, 1987.
3. Неорганические вещества, применяемые как медицинские препараты.
Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению подготовить ученический проект «Использование неорганических веществ в медицине».
План проекта:
1. Введение.
2. Классификация неорганических химических веществ и их применение в медицине.
2.1. Простые вещества.
2.2. Кислоты.
2.3. Оксиды.
2.4. Основания.
2.5. Соли.
3. Заключение.
4. Используемая литература.
5. Приложения (рисуночное письмо или таблица классов веществ).
Свою работу учащийся представляет в форме стендового доклада или рисуночного письма (плаката) будущего химика-теоретика, сопровождая пояснительной информацией.
Литература для самостоятельной подготовки учащегося:
1. Методические журналы «Химия в школе» за 2005 год.
2. Медицинская энциклопедия.
3. Воскресенский П.И., Каверина А.А. «Справочник по химии. Пособие для учащегося», Москва: «Просвещение», 1978.
4. Соболева Э.А. «Использование неорганических веществ в медицине»// статья из журнала «Химия в школе» №10, 2002 г., стр. 27-30.
Учащемуся с повышенной мотивацией к практическим заданиям учитель заранее предлагает подготовить практический анализ медицинского средства «Использование знаний о веществах на практике».
Цель анализа: Доказать состав вещества используя знания о свойствах веществ. Связать логическую цепочку «вещество - свойства вещества - применение вещества».
Объект исследования: Пакет гипотермический для оказания первой помощи «Снежок». Пакет применяется в качестве холодного компресса при травмах в экстремальных случаях, где нельзя взять холодной воды или льда (на автомобильных трассах, в походах и т.д.).
Для выполнения задания учащийся внимательно знакомится с объектом исследо-вания, делает свои предположения о составе вещества проводит заранее предвари-тельные лабораторные исследования по выдвинутой версии и результаты работы представляет в практическом анализе по плану:
1. Цель работы.
2. Объект исследования.
3. Назначение.
4. Способ применения.
5. Хранение пакета.
6. Мои предположения о составе, о содержимом пакета.
7. Доказательство предположения. Химический анализ вещества. Качественные реакции на нитрат-ионы и ионы аммония.
8. Вывод.
В результате работы учащийся делает вывод, что эндотермический эффект растворе-ния нитрата аммония человек использует в медицине в качестве холодного компресса.
Литература для самостоятельной подготовки учащегося:
1. Штемплер Г.И. «Химия на досуге. Домашняя лаборатория», Москва: «Просвещение», 1980.
2. Габриелян О.С. «Химия. 9 класс», Москва: «Дрофа», 2007, стр.153-155.
3. Касатикова Е.Л. «Химия в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов», Санкт-Петербург, 2004, стр. 46-48.
4. РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 11 класс», Москва: «Просвещение», 1992, стр. 146.
4. Лекарственные формы и противомикробные средства.
Учащемуся со средней мотивацией к обучению учитель заранее предлагает подготовить доклад «Противомикробные неорганические средства» по плану:
1. Дезинфицирующие неорганические вещества и их назначение.
1.1. Известь хлорная.
1.2. Раствор аммиака.
1.3. Сулема.
2. Антисептические средства и их назначение.
2.1. Марганцовка.
2.2. Спиртовой раствор йода.
2.3. Перекись водорода.
2.4. Борная кислота.
2.5. Нитрат серебра.
2.6. Протаргол.
3. Вывод.
Учащийся обязательно записывает на доске формулы этих веществ и знакомит других учащихся с действием этих веществ на живые организмы. В заключение своего доклада он может познакомить учащихся с таблицей «Лекарственные формы».
Литература для самостоятельной подготовки учащегося:
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю., Теренин В.И. «Химия. 10 класс», Москва: «Дрофа», 2005, стр. 268-281.
2. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984.
3. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995.
Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению, но имеющему интерес в юридической области и журналистике, подготовить проблемный реферат «Проблема дефицита йода в организме и её решение». Для этого учащемуся предлагается проблемная ситуация.
С каждым годом увеличивается число людей, страдающих заболеваниями щитовид-ной железы. Самое страшное в том, что треть больных - это дети, причём у половины из них врождённая патология щитовидной железы. Причина этого - недостаток йода в организме. Щитовидная железа синтезирует гормоны, которые регулируют жизнедеятельность каждой клетки организма. От работы щитовидной железы зависят наши умственные способности, бодрость и физическое состояние. Нашему организму требуется 0,3 мг в день йода. Сегодня в России нет ни одного региона, где была бы исключена угроза дефицита йода. Хроническая нехватка этого микроэлемента в почве, воздухе, воде и в продуктах питания подвергает риску здоровье россиян.
Учащийся знакомится с литературой по этому вопросу и готовит реферат по примерному плану:
1. Проблемная ситуация.
2. Реферативная часть.
2.1. История открытия йода.
2.2. Йод в природе.
2.3. Получение йода из водорослей.
2.4. Физические и химические свойства йода.
2.5. Биологическая роль йода.
2.6. Физиологическое действие йода.
2.7. Применение йода и его соединений.
2.8. Йод в медицине.
3. Решение проблемы.
4. Самостоятельный вывод.
5. Литература.
6. Приложения.
Литература для самостоятельной подготовки учащегося:
1. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995.
2. Барков С.А. «Галогены и подгруппа марганца», Москва: «Просвещение, 1976.
3. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984.
4. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва: «Аркти», 1999.
5. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. «Как были открыты химические элементы», Москва: «Просвещение, 1980.
6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
5. Получение лекарственных препаратов.
Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению, имеющему повышенный интерес к предмету химии, подготовить ученический проект «Получение вещества в домашних или лабораторных условиях» (например, пищевой соды, применяемой в медицинских целях). Работа над проектом проходит по плану:
1. Цель проекта.
2. Состав и свойства вещества (питьевой соды).
3. История производства вещества.
4. Пр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3008

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340