Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование элементов образовательной технологии Дебаты в подготовке к написанию сочинения (часть С ЕГЭ по русскому языку) - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование элементов образовательной технологии Дебаты в подготовке к написанию сочинения (часть С ЕГЭ по русскому языку)


Автор(ы): Юминова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Во время итоговой аттестации по русскому языку, проводимой в форме ЕГЭ, сегодняшние выпускники общеобразовательных учреждений должны продемонстрировать хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, то есть им необходимо уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать такие нормы построения текста, как логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др., адекватно выражать своё отношение к фактам, явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному.
Если при написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора. Для облегчения положения учеников можно использовать элементы не так давно появившейся образовательной технологии “Дебаты”.
Дебаты являлись важным элементом древнегреческой демократии. Сегодня, трансформировавшись в образовательную технологию, они используются при получении знаний и накапливании умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе, поскольку способствуют развитию логического критического мышления, умения грамотно вести дискуссию с оппонентом, повышают культуру диалога, развивают навык в организации мыслей, навыки устной речи, формируют терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться, оттачивают стиль собственного публичного выступления.
То есть, будучи основанной на уважении к личности, эта не так давно появившаяся образовательная технология в форме интеллектуальной игры способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества. Каждый участник дебатов должен обладать личным обаянием, психологической совместимостью с другими членами команд (как своей, так и команды противника), риторической искушённостью, остроумием и находчивостью, гибкостью и уступчивостью – иными словами, должен уметь общаться и управлять общением.
Старшеклассники, принимающие участие в занятии, на котором используются элементы образовательной технологии “Дебаты”, учатся готовить самостоятельное монологическое выступление, требующее тщательного изучения проблемы, проработки материала, сбора и анализа информации, подготовки эффективной аргументации. Ведь у дебатирующего уже должно быть сформировано собственное мнение о проблеме, и ему нужно в составе команды, приняв участие в споре с оппонирующей стороной, убедить третью сторону в справедливости выбранной точки зрения. Для многих выпускников, имеющих негативный опыт общения с одноклассниками, это неплохая возможность развить и отточить коммуникативные навыки, поскольку им предстоит работать в коллективе единомышленников; особо стеснительные дети могут приобрести опыт публичного выступления перед неформальной аудиторией, не будучи связанными оценкой учителя, и едва ли не более ценный опыт сохранения психологической устойчивости в стрессовой ситуации.
Мы предлагаем использовать дебаты (своего рода интеллектуальную игру) лишь как элемент занятия (время работы – 2 часа), одной из целей которого является сбор и систематизация материала для написания сочинения по предложенному преподавателем тексту.
Они организуются традиционным образом:
- в дебатах участвуют две команды (по четыре человека: координатор работы команды и три выступающих); обсуждается заданная тема; цель выступлений одной команды – подтвердить тезис, убедить в правоте своей позиции (утверждающая сторона), другая команда (отрицающая сторона) стремится его опровергнуть, корректно доказать, что позиция утверждающей стороны неверна или имеет свои недостатки (какой стороной будет команда, утверждающей или отрицающей, решает жеребьёвка непосредственно перед началом дебатов);
- обсуждение происходит в соответствии с регламентом (каждый выступающий имеет 3-4 минуты), за порядком выступлений следит специально назначенный человек – хранитель времени;
- цель выступлений участников дебатов состоит в том, чтобы убедить в своей правоте, в справедливости и весомости собственных аргументов судейскую коллегию (остальные ученики, нечётное количество) и судью, показав слабость аргументации соперника;
- каждый участник, помимо собственного выступления, имеет возможность отвечать на перекрёстные вопросы оппонентов, на вопросы, заданные членами судейской коллегии;
- дебаты длятся три раунда, каждый из которых судит судейская коллегия; её члены заполняют судейский протокол, в котором фиксируются аргументы и контраргументы команд (материалы впоследствии могут быть использованы при написании сочинения);
-по окончании каждого раунда выступления сторон обсуждаются;
- по окончании игры судейская коллегия представляет судье выводы о победе одной из команд, заполнив полученный в начале игры бланк (где каждый пишет, кто победил в первом, втором и третьем раундах); судья оглашает решение.
Занятие “Обучение подбору аргументов, доказывающих справедливость собственного взгляда на проблему, содержащуюся в предложенном тексте”
Цели занятия
: подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); показать способы подбора аргументов; развивать умение строить монологическое высказывание на общественно-политическую тему; создать опыт публичных выступлений на общественно-политическую тему.
Задачи: проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
Подготовительный этап: знакомство с текстом, выполнение заданий, связанных с его содержанием, анализ; объяснение правил игры, формирование команд, представление темы предстоящих дебатов.
Задание командам: соберите информацию, используя все доступные вам источники, в пользу или в опровержение тезиса “Литература, как и вся культура, сейчас находится в глубоком кризисе, заменяется средствами массовой коммуникации”.

На предыдущем занятии ученикам в качестве домашнего задания был предложен текст А. Колганова (см. Приложение 1), взятый из варианта № 515 (ЕГЭ 2005 г.), и задания к нему (ЕГЭ 2005, см. Приложение 2):
Ход занятия
Слово учителя:
Цель нашей работы на сегодняшнем занятии будет состоять в том, чтобы, проанализировав содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с А. Колгановым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.
I этап занятия.
Проверка домашнего задания, связанного с данным текстом (см. Приложение 1, Приложение 2) (10 минут).
Самостоятельная работа (см. Приложение 3) (25 минут, проверяется учителем после занятия):
II этап занятия.
Слово учителя:
Мы проанализировали языковую сторону текста А. Колганова, теперь обратим внимание на содержательную.
1. Беседа по содержанию текста (с целью определения позиции автора):
1) Какой теме посвящён текст? 2) Какая проблема рассматривается автором? 3) Какую роль, по его мнению, в общественной жизни играет литература? 4) В чём А. Колганов видит причины кризиса? 5) Есть ли, по его мнению, выход из создавшегося положения?
(Делаем выводы: Автор рассуждает о роли литературы в жизни общества. В тексте подняты следующие проблемы:
1. В наше время отпала необходимость в литературе, так как вопросы гражданской жизни из литературы перешли в область общественно-политическую.
2. Литература утратила своё важное положение в жизни общества, так как у писателей нет ответов на актуальные вопросы современности.
3. Современная литература, как и вся культура, в кризисе, но он может быть преодолён, т.к. у людей не исчезла потребность в познании общества и самих себя.
4. Литература возродится и вновь станет важной частью жизни людей, когда общество сможет найти ответы на “затаённые вопросы”.)
2. Сформулируйте и запишите, какова позиция автора, отражённая в тексте.
III этап занятия.
Слово учителя:
Мы определили, какова позиция автора текста. При выполнении задания С вам предстоит написать, согласны ли вы с точкой зрения автора, почему; свой ответ нужно аргументировать, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Давайте обсудим следующий вывод, к которому пришёл А. Колганов: “Литература, как и вся культура, сейчас находится в глубоком кризисе, заменяется средствами массовой коммуникации”. Проведём дебаты.
1) В дебатах участвуют две команды (координаторы представляют членов своей команды). Состязания пройдут в три раунда. Во время каждого участники дебатов представят аргументы, подтверждающие или отрицающие справедливость вывода, к которому пришёл автор текста. После выступления оппонентов каждой команде разрешено задавать вопросы, выявляющие слабые места в позиции противника и способствующие укреплению собственной.
2) Все присутствующие на занятии объявляются судейской коллегией, которая внимательно следит за выступлениями, фиксирует доводы “за” и “против”. Её роль будет состоять в том, чтобы решить, чья команда была более убедительна, и сделать соответствующие отметки о победителе в конце каждого раунда (бланки лежат на столах). При обсуждении каждого раунда члены судейской коллегии могут и сами задавать вопросы участникам дебатов.
3) За регламентом выступлений следит хранитель времени, его роль состоит в том, чтобы помочь выступающим соблюсти регламент (3-4 минуты на выступление).
4) Гости, приглашенные на занятие, - верховные судьи, именно за ними будет последнее слово в определении победителя дебатов.
5) Жеребьёвка решает, какая команда – утверждающая, а какая – отрицающая сторона.
Выступления сторон:
У1.
Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, представляю вам нашу команду…Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать, связана с русской культурой и литературой как её неотъемлемой частью. Вы знакомы с выводами, к которым пришёл автор проанализированного текста - А. Колганов. Наша задача состоит в том, чтобы убедить вас в справедливости его заключения: литература сегодня, как и вся культура в целом, находится в глубоком кризисе.
У 2. Мы хотели бы обратить внимание присутствующих на ряд фактов, свидетельствующих о том, что русская культура сегодня, и литература в частности, находится в глубоком кризисе. Возьмём, к примеру, книги.
Русская нация всегда считалась самой читающей в мире, по тому, что читает человек, можно судить не только о его интересах, но и о том, каков он сам. Сегодня интерес к чтению и к литературе падает. Вы, конечно, не раз бывали в наших книжных магазинах. Посмотрите, что лежит на полках, на прилавках: произведения жанра “фэнтези”, любовные романы, боевики, детские детективы, “страшилки”, эзотерическая литература. Много всего… Представлены книги большого количества авторов: Б. Акунина, В. Пелевина, Д. Донцовой, Г. Куликовой, Т. Поляковой, Д. Калининой, А. Марининой, А. Анисимова, И.Арбениной… Можно найти, конечно, и классические произведения. Но что интересно: небольшая по объёму книга Дарьи Донцовой стоит 150 рублей, а внушительный томик Бориса Пастернака – 110. Мы спрашивали у продавцов, что лучше продаётся, и слышали, что интерес к классике упал, да вы и сами это хорошо знаете.
Люди сегодня если и читают, то книги, не требующие труда: прочитал, время провёл, развлёкся и забыл. А произведения-то эти невысокого качества, я не говорю об издательской стороне: в библиотеке моей бабушки стоят книги в твёрдых красивых переплётах, на хорошей бумаге, с иллюстрациями и даже закладками, их интересно рассматривать, к ним хочется прикоснуться, а сейчас можно увидеть только рассыпающиеся после первого прочтения томики (на один раз? прочитал – выбросил), с опечатками и даже ошибками, с уродливыми картинками. Но гораздо опаснее то, что эти книги низкого качества по своему содержанию, через 20 лет никто и не вспомнит, что были такие писатели, как, например, Берсенева, Литвиновы, Ларионов…но сегодня-то именно они популярны, а чему они могут научить? В лучшем случае следишь за развитием сюжета, произведения построены на диалогах, нет описаний, нет размышлений, порой даже и авторской оценки-то нет. Если мы читаем такие книги, если они пользуются популярностью, то можно смело утверждать, что литература находится в глубоком кризисе.
О 1. Уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, разрешите представить вам нашу команду… Мы выслушали эмоциональное выступление наших оппонентов и готовы доказать, что сегодняшняя литература жива, с ней всё в порядке, ни о каком глубоком кризисе не стоит и говорить.
О 2. Мы полагаем, что наши противники сами себе противоречат, поскольку говорят о снижении интереса к чтению и к литературе и тут же утверждают, что на прилавках магазинов много разных книг. Ни один деловой человек сегодня не будет производить продукцию (а книги- тоже продукция), если это не выгодно в финансовом отношении, ни один продавец не возьмётся за реализацию товара (а книга выступает и в качестве товара), если это убыточно. Книги пишутся и издаются, книжные магазины (а это всё частные предприятия!) работают, значит, затраченные средства окупаются, значит, продукция раскупается.
Вы говорите о снижении интереса к чтению, но тут же сетуете, что люди читают, например, Дарью Донцову. Не вижу ничего плохого: увлекательный, быстро развивающийся сюжет, забавные персонажи, прикольный язык. Легко читается, можно отдохнуть. Роман Толстого “Война и мир” будешь читать долго, с трудом, там много непонятного, подняты проблемы далеко не сегодняшнего дня, даже язык непривычный, а детективчики о Евлампии Романовой с лёгкостью одолеешь за два часа, при большой занятости и перегрузке человека это плюс, а не минус. Кроме того, всё понятно, да ещё удовольствие получишь. В романах Донцовой можно увидеть сегодняшнюю жизнь, значит, они подсказывают, как жить сегодня. Современных людей не интересуют глобальные проблемы, они не задаются вечными, философскими вопросами, их не интересуют глубины человеческой души. Литература отражает изменения, происходящие в людях и в обществе.
Вы сами сравнили произведения Д. Донцовой и Б. Пастернака, но я думаю, что основания для такого сравнения есть, хотя, конечно, имеются существенные отличия. И Перумов, и Донцова, и Пелевин – это литература, другая, да, но литература, просто она находится в другой стадии. Появление Гарри Поттера и Тани Гроттер – это не упадок литературы, а её развитие. Мы свидетели новой стадии в развитии литературы. Сегодня она разная: у кого-то большой интерес вызывают “Мастер и Маргарита”, “Идиот”, “Война и мир”, “Тихий Дон” (помните, как все обсуждали книги после просмотра фильмов?), а кому-то нравятся Донцова, Маринина, Бушков. Сегодня каждый может найти что-то своё. Изменились жанры, появились новые. И это замечательно, так о каком же упадке или кризисе может идти речь?
С целью принизить значение аргументов противника, выявления слабых мест, утверждения собственной позиции утверждающая сторона, члены судейской коллегии задали и обсудили вопросы: 1. Какую литературу считать классической? 2. Книги-однодневки – это литература или псевдо-литература?3. Для чего человек читает?
У 3.
Мы хотели бы, уважаемая публика, предоставить ещё одно свидетельство того, что современная литература находится в глубоком кризисе. Давайте сравним, какую роль литература играла в прошлом и каково её место в современной общественной жизни.
Русская литература всегда интенсивно влияла на жизнь людей, она воспитывала. Вспомните знаменитое “Слово о полку Игореве”, отразившее один эпизод из сложной истории борьбы русских и половцев в XII веке, оно звало русский народ к объединению как раз перед началом татаро-монгольского нашествия. Древний автор прославлял своего героя, но и осуждал князя Игоря, поставившего личные амбиции выше государственных интересов.
Все мы с детства знаем произведения А.С. Пушкина, на уроках литературы говорили о том, почему они не теряют своей свежести, яркости. Но дело не только в таланте писателя. А. Н. Островский, говоря о “сокровищах, дарованных нам Пушкиным”, первую заслугу “великого поэта” видел “в том, что через него умнеет всё, что может умнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт даёт и самые формула мыслей и чувств. <…> Поэт ведёт за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. <…> Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша литература обязана ему своим умственным ростом”. Можем ли мы сегодня так высоко оценить кого-то из наших писателей?
Хочется привести известное высказывание А.И. Герцена о том, что “песнь Пушкина” раздавалась “в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далёкое будущее”.
И, наконец, давайте вспомним, какую роль русская литература сыграла, например, в борьбе просвещенной ч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1993

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340