Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Правильная осанка и ее значение для здоровья - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Правильная осанка и ее значение для здоровья


Автор(ы): Курносова Оксана Александровна, учитель физкультуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета “Физическая культура” и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
С самого начала обучения в школе, в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами.
Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 м. в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе “лицом” нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника.
Могут обнаружиться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч, разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.
Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.
Надо постоянно следить за своей осанкой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. В младшем школьном возрасте кости обладают большой гибкостью и податливостью и при постоянном воздействии могут принять ту или иную форму, а после 18 лет исправить недостатки осанки будет очень трудно.
Скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. В теле человека насчитывается 206 костей (не считая зубов). При помощи хрящей, связок, мышц они соединены между собой и образуют крепкий каркас – скелет. Человек без скелета не смог бы ходить, стоять, сидеть, работать. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.
Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Как бы мы ни бегали, ни прыгали, спинной мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается, так как гибкий позвоночник смягчает все толчки. Окостенение позвонков оканчивается лишь к 25 годам, поэтому очень важно выполнять все правила осанки. У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник.
Легкие и сердце заключены в костный каркас грудной клетки. Сделав глубокий вдох и выдох, можно заметить, что грудная клетка расширяется и сжимается. Она состоит из 12 пар очень крепких, но гибких ребер. Одним концом, кроме двух нижних, они прикреплены к узкой грудной кости — грудине, а другим — к позвоночнику.
Основа рук и ног — прямые, негнущиеся кости. Скелет ноги (нижней конечности) состоит из трех частей: бедра, голени и стопы. Скелет руки тоже состоит из трех частей: плеча, предплечья и кисти. Кости конечностей соединены между собой подвижно, поэтому руками и ногами мы можем делать разнообразные движения.
Кости черепа очень тверды. Они прочно, неподвижно соединены, образуя защитную коробку. В ней находится мозг. Во всем черепе подвижна только кость нижней челюсти.
Как же проверить правильность осанки? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении. Естественно, ходить в таком положении человек не сможет, но если в течение дня он 3–4 раза будет осуществлять самоконтроль, стараясь удерживать такую позу, это благоприятно отразится на его осанке.
Нужно научиться и правильно стоять: прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед. Ходить следует так, будто некая воображаемая сила тянет вас за грудь вперед и чуть вверх. Попробуйте, и вы увидите, что плечи распрямятся, центр тяжести тела сместится вперед, походка станет легче.
Ухудшает осанку при слабой мускулатуре и привычка носить в одной и той же руке тяжесть (портфель, хозяйственную сумку). Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься физкультурой и спортом.
У каждого школьника должен быть свой стол и стул, на котором удобно сидеть. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу ставят слева, чтобы не было резких теней.
Итак, мы стоим красиво, сидим красиво. А ходим как? Это тоже очень важно. Походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Иногда даже не нужно видеть, достаточно слышать, как ходит человек, чтобы сделать определенные выводы.
Многие не виноваты. Им просто никто и никогда не говорил, какую походку у мужчин и женщин принято считать красивой и приличной. А она должна быть умеренно быстрой и легкой, обязательно ритмичной. Уверенно ставшая на землю нога (всей ступней или чуть с носка). Тело выпрямлено, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Это общая основа. Личный стиль сделает походку не похожей ни на чью другую. Но как бы ни менялась походка в зависимости от обстоятельств или с возрастом, она всегда будет оставаться красивой. Надо только следить за собой.
Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку.

Упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на ощущение правильной осанки
Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при касании спиной стены. Дети начинают хорошо чувствовать свое тело: уровень надплечий, положение лопаток, таза головы.
  1. Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
  2. Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
  3. Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.
Упражнения из исходного положения стоя
  1. И.п. – о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) – вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
  3. И.п. – о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
  4. И.п. – о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
  5. И.п. – о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
  6. И.п. – о. с. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз (4-5 раз).
  7. И.п. – стоя. Полуприседания, приседания на носках; руки в стороны-вверх-вперед. Вернуться в и.п.
  8. И.п. – о. с. Поднять руки в стороны ладонями вверх, развернуть руки ладонями назад, свести их за спиной, выполняя хлопки.
  9. И.п. – о. с., руки за спиной собраны в замок. Поднять руки максимально вверх, при этом корпус надо держать прямо. Медленно выполняется наклон вперед-вниз, при этом руки смотрят вверх. Вернуться в и.п. (2-3 раза).
  10. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища в стороны. Бедра неподвижны (6-8 раз).
  11. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Через стороны поднять руки вверх, ладони смотрят вперед, и сделать “ножницы”, поочередно меняя положения рук, 4–6 раз, за головой.
Упражнения из исходного положения стоя
  1. “Малыши растут”
  2. И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Поднимаясь на колени, поднять обе руки через стороны вверх, ладони смотрят вверх. ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2151

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340