Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Химический диктант как метод контроля знаний учащихся
Автор(ы): Двоенко Ольга Витальевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Контроль результатов обучения – важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Обучающее значение контроля выражено в том, что он позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов. Он воспитывает целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. Различают индивидуальную, дифференцированную, групповую, фронтальную, устную, письменную, компьютерную, экспериментальную формы контроля знаний учащихся. Внутри этих форм различают методы контроля. В последнее время все большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Однако не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя методы: химический диктант, контрольная работа, самостоятельная проверочная работа, проверка письменного домашнего задания. Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета. Приведенные ниже разработки химических диктантов могут применятся учителем в разных классах и являются авторскими. Данные химические диктанты уже на протяжении десяти лет проводятся в нашей гимназии и позволяют неплохо проверить знания учащихся по разным темам программы. Химический диктант по органической химии по теме «Углеводороды с алифатической цепью» Он проводится в 10 классе после изучения тем «Алканы», «Алкены», «Циклоалканы», «Диеновые углеводороды», «Алкины». Он является неплохим оценочным испытанием для проверки знаний учащихся по этим темам, а также позволяет закрепить знания о таких важных понятиях в органической химии, как «гомологи» и «изомеры». Диктант поводится в течение одного урока и преследует цель обобщить знания учащихся по данному разделу органической химии. При проведении диктанта возможна организация индивидуальной работы или работы учащихся в парах. Учащиеся выписывают в столбик основные понятия темы «Углеводороды» - алканы, алкены, диены, алкины, циклоалканы, изомеры, гомологи. Учитель зачитывает утверждение о том или ином понятии. Учащиеся напротив каждого понятия ставят номер того утверждения, которое, по их мнению, характеризует данный термин. Затем в конце диктанта проводится проверка знаний и соответствие ответов учащихся правильным ответам. - Алканы (2, 5, 16)
- Алкены (3, 8, 9, 10)
- Алкины (3, 6, 9, 10, 13, 14)
- Диены (3, 8, 10, 11, 14)
- Циклоалканы (3, 7, 15)
- Изомеры (1, 12)
- Гомологи(4)
- Вещества, имеющие одинаковый качественный состав, но разное строение и свойства. (изомеры)
- Эти углеводороды по-другому называют парафины. (алканы)
- Для этих углеводородов характерны реакции присоединения. (алкены, алкины, циклоалканы, диены)
- Соединения, сходные по химическим свойствам, состав которых отличается друг от друга на одну или несколько групп CH2, называется. (гомологи)
- Представитель этого ряда углеводородов называется болотным газом, потому что выделяется со дна болот. (метан - алканы)
- Вещество, необходимое для проведения реакции Кучерова. Оно относится к следующему ряду углеводородов. (ацетилен - алкины)
- Предельные углеводороды с замкнутой цепью называются... (циклоалканы)
- Для этих углеводородов характерно явление SP2 - гибридизации.. (алкены, диены)
- Углеводороды, обесцвечивающие раствор бромной воды... (алкены, алкины)
- Углеводороды, вступающие в реакцию полимеризации... . (алкены, диены, алкины)
- Производные этих углеводородов являются основным сырьём для получения каучука./ (диены)
- Вещества бутин и бутадиен являются по отношению друг к другу… (изомерами)
- Это вещество можно получить двумя способами, один из которых. называется карбидным. К какому ряду углеводородов оно относится.. (ацетилен, алкины)
- Углеводороды, имеющие в своём составе 2 связи... (алкины, диены)
- Другое название этих углеводородов нафтены (циклоалканы)
- Общая формула этих углеводородов CnH2n+2. (алканы)
Химический диктант по органической химии по теме. «Обобщение знаний об основных кислородсодержащих органических соединениях» Диктант проводится в начале учебного года в 11 классе при повторении учебного материала 10 класса и в 10 классе при закреплении знаний о кислородсодержащих органических соединениях. Он позволяет оценить знания учащихся о свойствах, получении и применении кислородсодержащих органических соединений. Учащиеся записывают в столбик следующие термины, обозначающие названия органических веществ: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, простые эфиры, сложные эфиры, фенол, толуол. Учитель зачитывает утверждения - вопросы. Учащиеся должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После проведения диктанта проверка результатов может осуществляться как самим учителем, так и отдельными учащимися. Возможна также организация работы в парах для отдельных учащихся. Диктант позволяет разнообразить знания учащихся о применении органических соединений и тесно связан с жизнью. Применение данной методической разработки вполне оправдано и дает неплохие результаты при проверке знаний учащихся. - Cпирты .(3, 7, 16.)
- Альдегиды .(1, 8, 11, 14.)
- Карбоновые кислоты .(1, 2, 6, 12, 17.)
- Простые эфиры. (4, 13.)
- Сложные эфиры .(5.)
- Фенол .(10, 14, 15.)
- Толуол .(9, 15.)
- Эти соединения содержат в своем составе карбонильную группу.. (альдегиды, карбоновые кислоты)
- Соединения, молекулы которых содержат карбоксильную группу, называются.... (карбоновые кислоты)
- При дегидратации этих соединений образуются простые эфиры. Например, диэтиловый эфир. (спирты)
- Представителя этого класса соединений часто используют в медицине для наркоза. (диэтиловый эфир - простые эфиры)
- Эти сложные органические соединения образуются при взаимодействии карбоновых кислот и спиртов. (сложные эфиры)
- Это вещество незаменимо при консервировании овощей. Оно относится к классу... (уксусная кислота - карбоновые кислоты)
- Представители этого класса органических соединений имеют общую формулу СпН2п+1ОН. (спирты)
- Эти органические соединения дают реакцию «серебряного зеркала» и образуются при окислении спиртов(альдегиды)
- Сильно взрывчатое вещество тротил является производным этого соединения. (толуол)
- Это соединение относят к ароматическим спиртам. (фенол)
- Представитель этого класса соединений широко используется в медицине под назва...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3622
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|