Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Правильная осанка – залог здоровья
Автор(ы): Блинова Татьяна Анатольевна, учитель химии, биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В апреле 2007-2008 учебного года в школе проводилась неделя исследовательских проектов. Все учащиеся среднего и старшего звена были разделены на группы по пять человек. И это команда под руководством учителя должна была провести исследовательскую работу, составить отчет о своей деятельности и защитить работу, в виде подготовленной презентации. Тему определяла группа учащихся. Работа проходила в учебное время, как обычные уроки с 8.30 до 13.25. Перемены, горячее питание строго выполнялось в соответствии с режимом школы. Цель: изучить влияние нагрузок (масса портфеля- рюкзака) на формирование правильной осанки. Задачи проектной работы: - сформировать ЗУН о правильной осанке и способах её сохранения; - изучить состояние вопроса по источникам дополнительной литературы; - дать объективную оценку состояния данного вопроса в нашей школе. Гипотеза: уметь каждому учащемуся школы формировать здоровый организм, при этом проводить контроль переноса “тяжестей”. Работу выполняли учащиеся 5, 7, 8, 9, 10 классов. Руководитель работы: учитель химии и биологии Блинова Татьяна Анатольевна. Основные этапы деятельности: - формирование группы; распределение обязанностей, определение сроков выполнения каждым участником проекта его части работы; - определение темы работы; - цели, задачи, выдвижение гипотезы; - изучение специальной литературы по данной теме; - проведение исследований, составление графиков, диаграмм, обобщение сведений, подготовка выводов и рекомендаций по данной теме. Распределение работы по учебным дням: 1 день – сбор данных, для выполнения практической части работы ( взвешивание портфелей и рюкзаков учащихся всей школы, работы с медицинскими картами в поликлинике ). Первичная обработка собранного материала. Работа с дополнительной литературой по заданной теме, составление списка используемой литературы. Написание введения в рукописном варианте. 2 день – обработка данных исследований, составление графиков, диаграмм. Обобщение, выводы рекомендации. Работа над основной частью и заключением (рукописный вариант). Набор материала (введения) на компьютере. 3 день – Набор материала на компьютере. Создание папки исследовательской работы. Подготовка к выступлению (выборы ответственных за составление презентации). 4 день – подготовка презентации, написание аннотации к работе, подведение итогов. 5 день – презентация исследовательского проекта, релаксация. Вопросы формирования осанки раскрываются на уроках биологии в начальной школе и в 8 классе при изучении темы “Опорно-двигательная система”. Но нет сомнений в том, что каждый учитель входя в класс, обращает внимание на осанку учащихся, т.к. это является основой здоровья человека. Осанка - это привычное положение тела в покое и при движении; она формируется с самого раннего периода жизни в процессе роста, развития и воспитания. Форма позвоночника имеет чередующие изгибы в шейном и поясничном – лордос, а в грудном и крестцовом - кифоз. Это выработано человеком в процессе эволюции, а если случаются изменения в изгибах, то можно смело говорить о нарушении осанки. Это может быть вызвано неправильным переносом тяжести (постоянно в одной руке), неправильной посадкой за партой, несоответствием школьной мебели росту учащихся и многими другими факторами. Мы изучили вопрос, связанный с превышением переноса “тяжестей”, т.е. школьно – письменных принадлежностей, учебников, тетрадей. Решились мы на это после очередного профилактического осмотра учащихся школы хирурга – ортопеда. Было выявлено: - нарушение осанки 33% учащихся; - сколиозом страдают 4% учащихся; - плоскостопием 2 % . Наши исследования. 1. Взвешивали массу рюкзаков, сумок за два учебных дня, данные занесли в таблицу: Классы | Норма переноса тяжести (кг) | 1 день | 2 день | 1-4 | 2 | 2,3 – 3,7 | 2,3- 3,8 | 5-8 | 3 | 1,5 – 4,3 | 2,5 – 4,4 | 9-11 | 5 | 3,2 – 5,5 | 3,0 – 3,8 | Вывод: нормы переноса тяжести превышают практически во всех классах. Причины: учебники сами по себе тяжелые и формат их большой, учащиеся приносят из дома дополнительную литературу по нескольким предметам. 2. Соотнесли количество заболеваний (наибольший процент заболеваний был выявлен у учащихся 9 класса) с количеством учебных ча...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2162
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|