Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза. Сентиментализм. 9-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза. Сентиментализм. 9-й класс


Автор(ы): Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм
2. Развивать навык сотрудничества в группе
3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогресмсивный
Оборудование
: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.
Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)
Ход урока:
I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты
II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.
Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?
(принадлежность к классицизму)
- Вспомните черты классицизма.
НА доске:
КЛАССИЦИЗМ
- Культ разума, долга
- Общественная и гражданская тематика
- Соблюдение литературных норм и правил
Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.
III. Беседа по содержанию повести.
1. Кто герои произведения?
(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.
Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)
2. Как развивались их отношения?
(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.
На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)
3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
4. Как разрешается конфликт в повести?
(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)
IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»
- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)
- Какая тематика произведения? (любовная)
- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)
- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.
Заполняется вторая половина доски:
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
- Культ чувства
- Любовная тематика
- Нарушение литературных норм и правил классицизма
- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.
Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)
V. Работа в группе.
1. Задание группы выбирают сами
Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:
Задание 1 группе Задание 2 группе Задание 3 группе
1. Каково социальное положение героев классицизма? Кто герои произведений Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение? Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам
2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма? 2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина? Выслушайте ответы товарищей.
3. Как показаны герои произведений классицизма? 3. Как показаны герои Карамзина? Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы
2. Ответ учащихся
VI Вывод учителя
Да, ребята, демократичность (от «демос» – народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментали...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2469

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340