Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза. Сентиментализм. 9-й класс
Автор(ы): Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: 1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм 2. Развивать навык сотрудничества в группе 3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми. Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогресмсивный Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И. Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе) Ход урока: I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков. Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей? (принадлежность к классицизму) - Вспомните черты классицизма. НА доске: КЛАССИЦИЗМ - Культ разума, долга - Общественная и гражданская тематика - Соблюдение литературных норм и правил Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы. III. Беседа по содержанию повести. 1. Кто герои произведения? (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве. Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».) 2. Как развивались их отношения? (Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать. На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.) 3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.) 4. Как разрешается конфликт в повести? (Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула) IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм» - Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный) - Какая тематика произведения? (любовная) - Соблюдены ли литературные нормы? (нет) - Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм. Заполняется вторая половина доски: СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - Культ чувства - Любовная тематика - Нарушение литературных норм и правил классицизма - Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока. Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником) V. Работа в группе. 1. Задание группы выбирают сами Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы: Задание 1 группе | Задание 2 группе | Задание 3 группе | 1. Каково социальное положение героев классицизма? | Кто герои произведений Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение? | Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам | 2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма? | 2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина? | Выслушайте ответы товарищей. | 3. Как показаны герои произведений классицизма? | 3. Как показаны герои Карамзина? | Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы | 2. Ответ учащихся VI Вывод учителя Да, ребята, демократичность (от «демос» – народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментали...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2469
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|