Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему Предлоги (закрепление). Телеграмма
Автор(ы): Судина Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Дидактическая – моделирование различных речевых ситуаций для развития письменной речи младших школьников.
- Практическая – показать, как на практике используются полученные знания о предлогах, в частности при составлении телеграмм.
Задачи: - Обучающие – познакомить с телеграммой, как видом сообщения информации; научить составлять телеграммы, разные по назначению, исключая при этом предлоги из текста телеграммы; закрепить знание о том, что предлог – это часть речи и со словами пишется раздельно.
- Развивающие – развитие навыка орфографической зоркости; развитие навыка работы со словарем; расширение словарного запаса.
- Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
Оборудование: интерактивная копировальная доска Panaboard; бланк телеграммы, взятый на почте; карточки для индивидуальной работы с текстами телеграмм, разных по назначению; книжка-самоделка с телеграммами, составленными учениками прошлого выпуска; карточки для индивидуального домашнего задания. Межпредметные связи: литературное чтение, математика. Ход урока 1. Орг.момент. Пальчиковая гимнастика. Сообщение плана урока. 2. Минутка чистописания. Дети прописывают строчку: т мм т мм Самоконтроль: под самой красивой буквой ставим точку. Весь урок следим за написанием этих букв, чтобы они были красивыми и правильными. 3. Проверка домашнего задания. К этому уроку было дано задание на индивидуальных карточках: сплошной текст без пробелов разделить на слова и предложения. В каждом предложении называются предлоги. Обращается внимание, что предлоги со словами пишутся раздельно. 4. Устный опрос: – Что такое предлог? (это часть речи). – Почему это часть речи? – Какие еще знаете части речи? Что они обозначают? – Что обозначает предлог? Какая это часть речи? (служебная) – Для чего служит предлог? – Как пишутся предлоги с другими словами-частями речи? – Как вы думаете, а в иностранных языках есть предлоги? Являются ли они там частью речи? Почему? Как в иностранных языках пишутся предлоги со словами – тоже раздельно или слитно? Узнайте об этом у учителя иностранного языка или у родителей. 5. Закрепление пройденного материала. Диктант “Проверяю себя”. Установка: что знаю – пишу, что не знаю – не пишу, ставлю точку. Текст диктанта взят из домашнего задания с прошлых уроков “Диктант для товарища по теме “Предлоги” (об этом сообщается ученикам, также сообщается, чей текст будем писать). У дома большая клумба. На клумбе красивые цветы. Около цветов жужжит пчела. (Федорова Света). Повторяется правило о раздельном написании предлогов. 6. Введение в новую тему. - Предлоги играют важную роль в нашей речи. Но и в повседневной жизни они могут сослужить хорошую службу – могут помочь сэкономить деньги! Как? Сейчас об этом и узнаем. Итак, тема нашего урока – “Телеграмма”. Кто слышал это слово? Кто знает, что такое телеграмма? (дети дают ответы, опираясь на жизненный опыт). 7. Работа со словарем. – Узнаем значение слова “телеграмма” в толковом словаре. Заранее подготовленные дети читают о значении слова в толковом словаре. Желательно взять разные издания толковых словарей, чтобы информация о значении слова прозвучала несколько раз. Здесь же продемонстрировать бланк телеграммы, взятый на почте. – Повторите, как запомнили, что такое телеграмма. 8. Словарная работа. – Произнесите слово “телеграмма”. Какие две части можно услышать в этом слове? (“теле” и “грамма”). – Назовите еще слова с частью “теле”. Дети называют слова, опираясь на жизненный опыт. После учитель предлагает прочитать слова с частью “теле” с доски (телефон, телевизор, телепатия и т. д.) и объяснить значение некоторых слов. Если дети затрудняются, то учитель сам дает объяснение. – Обратите внимание, как пишется часть “теле” – слитно. Прочитайте хором: “теле”. - Назовите слова с частью “грамма” в конце слова. – Прочитайте слова, написанные на доске (программа, радиограмма, фонограмма и т. д.), объясните их значение. – Произнесите медленно “г-р-а-м-м-а”. –Услышали долгий звук м-м? Этот долгий звук на письме обозначается двумя буквами “м”. Посмотрите еще раз, как написана часть “грамма”. Затем написанное на доске убирается. Детям предлагается самостоятельно записать слово “телеграмма” в тетрадях, обратить внимание на правильное и красивое написание букв “т” и “м”. Проверка: вызванный ученик (тот, кто быстро справился с заданием) пишет это слово на доске, остальные сверяют написанное. Физминутка. 9. Новая тема. – Итак, вы научились писать слово “телеграмма”. А при чем же здесь предлоги, спросите вы. Вот теперь мы подошли к самому главному на нашем уроке. Чтобы отправить телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф, где отправляют телеграммы. Мы заполняем специальный бланк (еще раз демонстрируем бланк телеграммы), где указываем адрес- куда отправляем телеграмму, обратный адрес- от кого телеграмма, и пишем сам текст телеграммы. Он должен быть очень коротким и точным. За отправку телеграммы мы платим деньги. В телеграмме оценивается каждое слово. Чем больше слов, тем дороже телеграмма. Сейчас одно слово стоит 1 рубль 10 копеек (записывается на доске). А сколько будут стоить 2 слова? 5 слов? 10 слов? Чтобы платить меньше за телеграмму, люди придумали хитрость: они выбрасывают из текста телеграммы маленькие слова – предлоги, союзы –так, чтобы смысл текста можно было понять, но платить пришлось бы меньше. Разберем на конкретном примере. Поможет в этом нам “волшебная” доска. 10. Работа с копировальной доской Panaboard. - Все вы знаете героев популярного мультфильма про Простоквашино: дядю Федора, кота Матроскина, собаку Шарика и почтальона Печкина. В зимней серии кот и пес поссорились друг с другом и не разговаривали. Общались они через почтальона Печкина. Кот слал Шарику телеграммы. Вот одна из них: (открывается текст на копировальной доске) “Скоро приедет дядя Федор. Срочно бери мои валенки и иди в лес за елкой”. - Посчитайте, сколько слов в телеграмме.(14) Это будет стоить…(некоторые второклассники уже смогут посчитать стоимость; если не смогут, то скажет учитель) – 15 рублей 40 копеек. Под текстом на доске записывается: “Итого: 15руб. 40 коп.” - Как сделать текст телеграммы короче, чтобы платить меньше? Ведь кот Матроскин любит экономить. Уберем из текста предлоги и союз. Назовите их. (и, в, за). Вот что получилось.(экран доски передвигается на оборотную сторону, открывая новый тек...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4145
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|