Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков
Летняя профильная практика по немецкому языку обучающихся 8–10-х классов в условиях МОУ Гимназия № 41
Автор(ы): Дужик Ирина Борисовна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Введение Перед современной школой сегодня поставлены задачи по обновлению содержания образования, которое должно отвечать новым социально-экономическим условиям России. На старшей ступени, основной целью модернизации является переход к образованию по стандартам и программам профильного обучения. Здесь возникает необходимость в профильной школе, которая смогла бы подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, с учётом интересов, способностей и потребностей ученика. В данной статье речь пойдёт об организации проведения летней профильной лингвистической практики по немецкому языку в условиях муниципальной общеобразовательной гимназии № 41 г. Кемерово. МОУ “Гимназия № 41” специализируется на углубленном изучении истории, основ международных отношений, основ журналистики, русской и немецкой филологии. Профильная практика школьников проводится в соответствии с Уставом МОУ “Гимназия № 41”, учебным планом и Положением о летних профильных практиках. Основываясь на принципах гуманизации и демократизации образования, его научности и систематичности, администрацией гимназии разработаны локальные акты, регулирующие организацию и проведение летней профильной практики гимназистов 8 – 10 классов по специализациям: - история и международные отношения
- основы журналистики
- русская филология
- немецкая филология.
2. Летняя лингвистическая практика 2.1. Общие положения Одним из основных направлений в проведении летних практик у учащихся гимназии, является лингвистическая практика. Обучающиеся профильных классов немецкой филологии имеют право выбора формы и вида летней лингвистической практики: а) страноведческая (выездная языковая практика) – поездка в Германию; б) лингвистическая (на базе гимназии № 41 лингвистическая школа, либо лингвистический загородный лагерь); в) индивидуальное реферирование; г) краеведение (Проект “Моя малая родина” на немецком языке). 2.2. Летняя лингвистическая практика в условиях МОУ “Гимназия № 41” С переходом на новую парадигму образования и воспитания (личностно-ориентированную), востребованной стала свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющейся картины мира. Современная геоэкономическая и геокультурная ситуация требует сегодня от человека умение вести диалог между представителями разных стран, владеющих информацией из разных областей знаний. Владение иностранным языком становится необходимой потребностью и даёт человеку возможность интегрироваться в мировое сообщество, делает его социально мобильным и востребованным на рынке труда в общеевропейском и мировом пространствах. В связи с тем, что в гимназии иностранные языки преподаются на профильном уровне, возникает необходимость в языковой практике. Летняя лингвистическая практика по немецкому языку является составной частью профильного обучения гимназистов, способствует закреплению и углублению знаний, полученных в учебном процессе; приобретению необходимых навыков научно-исследовательской и практической работы по выбранному профилю. Формы проведения занятий во время профильной практики могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Летняя практика позволяет применить полученные в школе знания, навыки и умения по немецкому языку на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать иностранный язык как средство для получения новой информации. Программа летней профильной практики составляется заместителем директора гимназии, курирующим образовательную область “иностранный язык”, и руководителем методического объединения учителей немецкого языка. 3. Программа профильной летней лингвистической практики учащихся групп с углубленным изучением немецкого языка 3.1. Пояснительная записка Настоящая программа подготовлена на основе Программы-концепции курса по немецкому языку О.Ю.Зверловой, допущенной Министерством образования Российской федерации в качестве программы для общеобразовательных школ (“Март” , Москва, 2002). Программа-концепция учитывает существенные изменения, которые произошли в жизни российского общества, и соответствует современным концепциям обучения иностранным языкам. 3.2. Цели и задачи летней лингвистической практики Основной целью летней лингвистической практики является формирование языковой компетенции через реализацию практических задач: - развитие практических умений и навыков устного и письменного общения на немецком языке;
- углубление филологических знаний школьников, касающихся особенностей немецкого языка;
- формирование современной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к диалогу с представителями другой национальной культуры;
- формирование умений чтения и восприятия на слух различных по объёму, содержанию и сложности аутентичных текстов;
- обучение основам научного поиска, классификации и анализа полученного материала;
- развитие потребности в дальнейшем самообразовании и совершенствовании в области иностранных языков.
3.3. Принципы организации и проведения летней лингвистической практики Решение поставленных задач основывается на личностно-ориентированном подходе и предполагает следующие принципы организации проведения летней лингвистической практики: - Воспитательная и развивающая направленность лингвистической практики являются её основополагающими моментами.
- В центре внимания стоит личность ученика с его интересами и потребностями.
- При сохранении ведущего принципа коммуникативной направленности, язык рассматривается как средство формирования и формулирования мыслей.
- Использование немецкого языка как инструмента общения в диалоге культур, т.е. развитие межкультурной компетенции учащихся.
- Использование дифференцированного и индивидуального подходов для создания собственной траектории обучения.
- Изменение роли учителя. (Педагог-организатор практики и консультант, создаёт новизну в отношении “учитель-ученик”).
- Деятельностный и творческий характер практики предусматривает участие каждого в практической деятельности, его инициативу.
- Подготовка отчёта или реферата по итогам практики рассматривается как форма проекта.
3.4. Алгоритм проведения практики Алгоритм проведения практики состоит из следующих этапов: - выбор формы и места практики;
- выбор темы для отчёта на гимназической конференции;
- сбор материалов;
- их обработка;
- консультации руководителя практики;
- подготовка отчёта или реферата;
- выступление на школьной научно-практической конференции.
3.5. Содержание летней профильной практики Тематические рамки, проблематика и страноведческая информация летней лингвистической практики обусловлены их актуальностью, связанной с юбилейными датами, событиями в стране и за рубежом (в первую очередь, в немецкоговорящих странах). Они актуальны и соответствуют возрастным особенностям старшеклассников и их интересам. Причём, познавательные интересы учащихся на практике выдвигаются на передний план. При этом временная сторона практики не ограничивается рамками самой практики (10-14 дней), так как написание отчёта или реферата, сбор и обработка материала требует дополнительного времени. В гимназии традиционно сложились следующие разновидности летней лингвистической практики: - Музейная практика с подготовкой музейных проспектов на немецком языке для немецкоговорящих туристов;
- Экскурсионная практика по городам России;
- Экскурсионная практика в ФРГ и других немецкоговорящих странах с проведением занятий по немецкому языку и работой над проектами;
- Молодёжные встречи с немецкими сверстниками в России и в ФРГ, “Российско-немецкий Форум”.
- Практика при институте им. Гёте и в посольской школе (г. Москва)
- Зарубежные языковые школы;
- Индивидуальное реферирование;
- Летняя лингвистическая школа “Лингва” при гимназии № 41.
Несмотря на то, что обучающийся может самостоятельно выбирать вид и форму летней лингвистической практики, лингвистическая школа “Лингва” стала популярной среди учащихся. Это отражается и в регулярно проводимом анкетировании гимназистов (форму анкеты см. в Приложении 1). 78 % опрошенных высказали пожелание об участии в работе летней школы “Лингва”. В качестве конечных продуктов самостоятельной деятельности школьников (индивидуальной, парной, групповой), в том числе проектной деятельности, являются рефераты, доклады на немецком языке, иллюстрируемые средствами наглядности, например слайдами, видеофильмами, звуковой ряд которых дается на иностранном языке, настенные коллажи, альбомы рисунков, фотографий с комментариями на изучаемом языке. Защищая продукт своего труда на традиционных научно-практических конференциях, гимназисты приобретают опыт публичных выступлений. Заместитель директора, курирующий преподавание иностранных языков, анализирует работу преподавателей и гимназистов, используя методы анкетирования и самооценки. Обучающимся предлагается анкета с просьбой дать оценку работе преподавателей, в организации и проведении профильной практики, а также, в том числе провести самооценку. (Приложения №1, 3, 3-1) Результаты анкетных опросов позволяют ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1749
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|