Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде


Автор(ы): Филипчева Ирина Ивановна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин, токсические вещества и др. средства, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя) представляет собой серьезную проблему современного общества. Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост наркологических заболеваний в десять раз. Данные официальной статистики надо умножать на 5-7. Причем каждый наркоман способен вовлечь в свою среду 10-12 человек.
Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом числа противоправных деяний, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками. Отмечается и увеличение числа негативных медико-социальных последствий наркомании - прекращение образования, разрушение семей, психические расстройства, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: СПИДа, инфекционных гепатитов, туберкулеза, венерических болезней (при употреблении ПАВ происходит активизация полового пути, прежде всего из-за потери контроля над сексуальным поведением). Кроме того, необходимость достать деньги для покупки наркотика толкает наркоманов на занятие проституцией. Причем в древнейшую профессию вовлечены и юноши, и девушки в возрасте 12-22 лет. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к инвалидизации и смерти.
Потребление ПАВ является саморазрушающим поведением, следствием бездуховности и морального несовершенства. Употребление наркотиков – это получение удовольствия таким путем, не имея других удовольствий. Главная причина наркомании - неудовлетворенность жизнью. Наркомания – это тяжелая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека. У наркомана идет деградация личности и для него на 1 место ставится собственное Я (любыми возможностями выполнить желание достичь наркотического состояния). Бросить может 3-6%, т.е. идет полное выздоровление (важно, чтобы было желание самого зависимого), а чаще снимается физическая зависимость, а психическая остается, поэтому наркоман может вернуться в свою среду, тем более обычно наркоманов преследуют “приятели” или наркоторговцы.
Первичные алкогольные установки формируются в результате усвоения социального опыта. Они определяются как уровнем алкоголизации, принятым в родительской семье, в ближайшем окружении, так и отношением индивида к наблюдаемым явлениям. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель – потребитель алкоголя является для ребенка объектом любви и уважения (ценны его взгляды, поведение, манера одеваться, говорить, привычки и так далее).
Формирование первичных алкогольных установок относится уже к периоду дошкольного детства. А качественный скачок в отношении к спиртным напиткам наблюдается в подростковом возрасте (12-15 лет), когда к семейным впечатлениям начинает добавляться информация от сверстников. Вовлечение в группу и функционирование в ней быстро приводит к усвоению групповых ценностей и стандартов, включая отношение к алкоголю.
Чем более эмоционально насыщена информация, чем глубже процесс ее переработки, усвоения, тем более интимно она вплетается в личностную структуру, становясь уже чем-то внутренним по отношению к личности, частью ее мировоззрения.
От того, насколько удачной была первая попытка принятия наркотиков, зависит дальнейшее отношение к ним. Первоначально максимальный эффект получают не многие, просто употребляют “за компанию”. А впоследствии плачевный результат у большинства.
Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Школьники стали основной возрастной группой приобщения к алкоголю, табаку и наркотикам, где не важен социальный статус семьи.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей ПАВ. Средний возраст употребления наркотиков снизился до 13 лет.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ и тем меньше эффективность реабилитационных программ.
Становится очевидным, что уже нынешнее поколение подростков не будет способно воспроизвести здоровое потомство. Следующее малочисленное и менее здоровое поколение воспроизведет еще меньше и, вдобавок, потенциально больных в своей массе детей.
Единственно возможным способом остановить распространение наркомании, токсикомании, алкоголизации является профилактика злоупотребления ПАВ.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, т.е. профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
`Профилактика злоупотребления ПАВ на современном этапе имеет разнообразные формы организации.
На уровне государства можно выделить два основных направления профилактической деятельности:
  1. Меры, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Меры, направленные на предотвращение употребления ПАВ и развитие зависимости от них, а также уменьшение вредных последствий употребления.
В зависимости от тактики профилактической работы выделяются следующие подходы:
  1. Информационный подход.
  2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.
  3. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
  4. Подход, основанный на учете роли социальных факторов.
  5. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
  6. Подход, основанный на укреплении здоровья.
В рамках этих подходов выделяют следующее:
  • Предоставление информации о ПАВ, их вреде и негативных последствиях употребления
    (информация должна быть дифференцированной в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для того, на кого направлена).
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Развитый самоконтроль.
  • Гармоничное эмоциональное развитие.
  • Определение значимых личностных ценностей.
  • Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
  • Развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
  • Оптимизм.
  • Личностная и социальная компетентность.
  • Навыки уверенности в себе.
  • Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  • Налаживание социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции.
  • Быть успешным.
  • Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, и оптимальный стиль воспитания – сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием (эмоциональной поддержкой ребенка родителями).
  • Ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
  • Ведение членами семьи здорового образа жизни (ЗОЖ). Признание ЗОЖ в качестве семейной ценности.
  • Хорошая адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения.
  • Повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой.
  • Принятие себя в социальной роли ученика.
  • Успешная учебная деятельность.
  • Успешное участие в общественных мероприятиях.
  • Поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях.
  • Конструктивное взаимодействие и отношения со сверстниками и педагогами.
  • Эффективная антинаркотическая политика в учреждении образования (школа, как место, свободное от наркотиков; проведение мероприятий, способствующих формированию развитию навыков ЗОЖ).
  • Развитая система дополнительного образования. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социально одобряемых интересов или увлечений каким-то видом деятельности за счет посещения им кружков, спортивных секций и занятий в других организациях дополнительного образования. Но отдавая ребенка в какой-либо кружок или секцию, нужно исходить прежде всего из желаний ребенка и его способностей. Необходимо помнить при этом, что дополнительная занятость ребенка не должна стать для него непосильной нагрузкой. Кроме того, целесообразно выбирать такие виды дополнительного образования, которые позволят ребенку реализовать потенциальные возможности, которые остались невостребованными в основном учебном процессе. Необходимо всегда думать о том, чем в будущем помогут ребенку приобретенные знания и умения.
  • Улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками);
  • Негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками;
  • Эффективность в игре, работе, отношениях.
Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики злоупотребления ПАВ, так как может:
  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контроля над их усвоением;
  • влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;
  • осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;
  • привлекать различных специалистов (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников ОВД и др.) для осуществления профилактических мероприятий.
Концепция профилактики зло...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1296

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340