Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Урок-экспедиция. Тема урока Ткани. Типы тканий и их свойства
Автор(ы): Насырова Валентина Михайловна, преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи урока: — опираясь на знания о тканях формировать анатомно-физиологические понятия о тканях человека; — применяя сравнение, анализ различных видов тканей развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности; — совершенствовать навыки быстрой и оперативной работы с увеличительными приборами, с учебником, взаимопомощь, аккуратность. Оборудование: таблица «Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)»; микроскоп и микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечных тканей. Методы: фронтальная беседа, частично − поисковый демонстрационный метод, метод самостоятельной работы с учебником. Фронтальная проверка знаний. Ход урока I. Организационный момент. II. С помощью наводящих вопросов подвожу к определению тканей: 1. Какие клетки мы изучали в курсе ботаники и зоологии? Ожидаемый ответ: В курсе ботаники изучали растительные клетки. Группа клеток, сходные по строению и выполняемой функцией, называют тканью. В курсе зоологии мы изучали животную клетку и различные виды тканей. 2. Какие виды растительной ткани вы знаете? (Покровные, механические, основные, проводящие, образовательные). 3. Какие виды тканей животных вы знаете? (Покровная ткань — кожа, нервная ткань). Ученики затрудняются с ответом, вопрос остается открытым. Учитель: На этот вопрос мы будем отвечать в течение нашей необычной экспедиции. Человек, как и все живое, состоит из клеток, т.е. в состав человеческого организма входит сто триллиона клеток. Эти клетки образуют различные типы тканей в организме человека. Цель нашего урока изучить строение, функции тканей и расположение их в организме. На каждой парте у вас имеется инструктивная карточка для выполнения практической работы. Итак, объект. Эпителиальная ткань. Инструктивная карточка №1. Оборудование: микропрепарат: эпителиальная ткань — однослойный эпителий. Порядок работы. 1. Подготовьте микроскоп к работе. 2. Установите микропрепарат: « однослойный эпителий». 3. Рассмотрите препарат. Установите, как располагаются клетки? Ожидаемый ответ, которому приводит учитель: Клетки располагаются близко друг к другу в один или несколько рядов, межклеточное вещество незначительно, может слущиваться и заменяться новыми. 4. Сделать схематический рисунок и сравнить с рисунком 13 в учебнике [1] на стр.34. 5. Где в организме встречается такая ткань и каковы ее функции? Ожидаемый ответ: Функции: покров, защита, обмен веществ. К эпителиальным тканям относятся наружная поверхность кожи, слизистая оболочка рта, дыхательные пути — внутренняя поверхность, железистая ткань, вырабатывающая секрет, потовые железы, слюнные железы, поджелудочная железа и т.д. Объект №2. Соединительная ткань. Рассматриваются микропрепараты: кровь человека, гиалиновый хрящ, клетки кости. Инструктивная карточка №2. 1. Установите микропрепарат — кровь человека. 2. Найдите эритроциты (красные кровяные клетки)− межклеточное вещество — плазма. 3. Рассмотрите гиалиновый хрящ. 4. Найдите межклеточное вещество и клетки. 5. Рассмотрите клетки кости. Найдите клетки, межклеточное вещество. Сделать схематичный рисунок и сравнить с рисунком 14 в учебнике на стр.35. Вопрос. Что общего в строении всех этих разновидностей соединительной ткани? Ответ должен быть таким: Клетки располагаются относительно далеко друг от друга, развито межклеточное вещество. Учитель: Межклеточное вещество определяет свойства тканей. Если оно жидкое — это кровь, если твердое — кость; прочное, эластичное — хрящ. Попробуйте собрать кожу на предплечье в складку и опустить ее. Что наблюдаем? Ответ: Кожа собирается и расправляется. Учитель: Так как в состав кожи также кроме эпителиальной ткани входит рыхлая соединительная ткань, от него зависит упругость кожи. Вывод: Соединительная ткань—это кровь, кожа, хрящи, костная ткань. Свойства ткани зависит от межклеточного вещества. Объект №3. Мышечная ткань. Работа с учебником, отвечаем на данные вопросы. 1. Какие разновидности мышечной ткани вы знаете? 2. Из каких клеток состоит гладкая мышечная ткань? Где встречается в организме эта ткань? 3. Из каких клеток состоит поперечно- полосатая мышечная ткань? 4. Чем отличается работа поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани? 5. В чем особенность сердечной мышечной ткани? (рис. 15 мышечной ткани [1]). А теперь послушаем доклад о гладких мышцах в организме, об их роли (сужении, расширении зрачка, распределение крови в организме, в изменении просвета дыхательных путей, и пищеварительного тракта [3]). Учитель: Ну, вот мы, ребята, познакомились с тремя видами...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2188
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|