Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование и развитие успешности выпустника - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Формирование и развитие успешности выпустника


Автор(ы): Губайдуллина Эльза Тимерхановна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Какими показателями традиционно оценивается успешность ребенка – учащегося школы?
Прежде всего, текущими, четвертными и итоговыми годовыми отметками. Затем отметками за административные проверочные работы и экзамены. И, наконец, количество побед в различных предметных олимпиадах.
Но эти показатели направлены только на определение уровня предметных знаний и умений ученика.
“Одни понимают образование как раскрытие врожденных способностей, идущее изнутри, другие – как формирование личности извне”, – пишет Дж. Дьюи.
См. Приложение 1.
Эти слова определяют два основных подхода к организации образовательного процесса в школах:
  • Под традиционным, “знаниевым” образовательным процессом, реализуемым в большинстве массовых школ, понимают “образование информационного типа, продуцирующее знания, умения и навыки”.
  • Гуманистическая модель образования обращена к личностно смысловой основе человека.
Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоей суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало.
Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Может ли традиционное образование подготовить выпускника с такими качествами?
Гуманно-личностный подход в обучении как фактор личностного развития детей
Вспомним о том, что наиболее яркими представителями гуманистической теории личности являются Карл Роджерс и А. Маслоу.
К.Роджерс пришел к выводу, что в потенциальных человеческих возможностях природой заложено стремление к поддержанию и улучшению жизни, то есть тенденция самоактуализации.
Маслоу же определяет две тенденции – тенденцию выживания и тенденцию самоактуализации. Под тенденцией выживания он понимал стремление удовлетворять физическое и психологическое выживание. Он утверждал, что “тенденция актуализации сильна и энергична, только когда тенденция выживания удовлетворена”.
Так, в традиционной массовой школе ребенок на уроке находится в состоянии страха, он боится наказания в виде плохой отметки, “крика учителя”, унижения, и его силы прежде всего направлены на избегание этих неприятностей. Следовательно, его познавательная, творческая активность снижена, его тенденция самоактуализации затемнена тенденцией выживания.
Вот поэтому к результатам гуманно-личностного образовательного процесса относится “становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и способного уважать других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли”.
Учебные достижения школьников в новых социально-экономических условиях
Далее мы ознакомимся с тем, какие показатели успешности гуманно-личностного образовательного процесса выделяются в современных условиях, и рассмотрим их практическое применение конкретно в системе психолого-педагогического сопровождения в нашей школе.
1. Положительная динамика академической успеваемости
Могут ли школьные отметки быть показателем успешного обучения? По мнению Л.С. Выготского, есть абсолютная и относительная успешность.
Абсолютная успешность измеряется через показатель IQ в настоящий момент.
Относительная успешность изучается через динамику IQ. Так, например, дети, имевшие более высокий IQ, через несколько лет показали, что их коэффициент рос значительно медленнее, чем у ребенка с первоначальным более низким показателем.
Таким образом, успеваемость школьников можно учитывать как один из критериев успешного обучения, но наблюдать за ним можно только в динамике: показателем результативности образовательного процесса становится положительная динамика академической успеваемости во времени.
2. Развитие интеллектуально-познавательной сферы.
Прежде всего, каковы ее составляющие? Обычно в нее включают следующие познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Мониторинг этих функций позволяет соотнести обученность ученика и его реальное развитие (темп и изменения по отдельным мыслительным функциям) и узнать, реализуется лозунг “развития” или просто декларируется.
Подобный мониторинг решает задачу отслеживания динамики развития мыслительных операций, общеучебных навыков и потенциального интеллекта на протяжении всего школьного развития ученика (от 1-о к 11-у классу) и через показатели “прироста” дает возможность увидеть эффективность работы педагогического коллектива школы.
3. Формирование ключевых компетенций.
В современном мире выпускнику приходится сталкиваться с непредсказуемостью событий, постоянными изменениями обстоятельств, с тем, что знания быстро устаревают. Поэтому выпускники должны владеть оптимальными способами решения проблем, перед которыми непременно оказывается каждый человек, окончивший школу. Другими словами, выпускнику необходимо быть компетентным.
Выделяют ряд ключевых компетенций:
  • коммуникативная компетентность,
  • умение решать реальные жизненные задачи,
  • умение сотрудничать,
  • способность к самообучению.
Изучать уровень сформированности ключевых компетенций можно посредством:
  • наблюдения во время учебного процесса;
  • организации специальных заданий, направленных на использование ключевых компетенций;
  • анкетирования, опросов, сочинений.
Результаты диагностики позволят сделать вывод о приоритетных направлениях работы учителя.
4. Становление моральных способностей.

Еще не столь давно нравственность рассматривали как навык, который определяется кем-то со стороны и формируется в человеке тоже кем-то извне. Времена изменились, и теперь моральные способности человека оцениваются как внутренние, личностные структуры. Одним из критериев их развитости считается уровень эмпатии. Это один из показателей развития гуманных качеств человека.
Таким образом, если мы не делаем акцента на нравственном развитии, то лишаем личностно значимое обучение своей сущности.
5. Общее личностное развитие.
В личностно ориентированном образовательном процессе невозможно не отслеживать личностное развитие детей, так как это и является его основной целью. Данный параметр наиболее сложен для школьного мониторинга, поскольку на развитие личности влияют многие факторы.
Для оценки динамики развития личности ученика важно выделить такие параметры, которые непосредственно связаны с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и зависят от стиля преподавания и способов взаимодействия учителя и учеников.
Выделяются три таких показателя:
  • мотивация,
  • самооценка, как отношение человека к самому себе,
  • и личностная позиция, определяемая теми ценностями, которых человек придерживается в жизни.
Мотивация ученика важна для нас потому, что влияет на результативность учебной деятельности.
В психологической науке есть мнение, что мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека. Отмечается даже, что высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей.
Следовательно, именно мотивация ответственна за активную позицию ребенка в обучении и личностном развитии.
Итак, для того чтобы образовательный процесс, знания стали личностно значимыми для ребенка, необходимо, чтобы его деятельность рождалась благодаря внутренней мотивации, при гуманистическом отношении педагога к нему. Тогда ребенок будет находиться в позиции субъекта личностно значимого учения и его личностное развитие, развитие всех его потенциальных возможностей станет естественным результатом обучения.
Немного о себе. Психологом в нашей школе я работаю не так давно (завершаю третий учебный год на этой должности), но какие-то наработки уже есть.
По первому диплому я учитель ИЗО и черчения, преподавала эти дисциплины. И вот три года назад мне предложили должность педагога-психолога в нашей школе. Начала эту сложную, но очень интересную работу со сбора методического, теоретического и практического материала по работе психолога сферы образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения в школе – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка – полностью отвечает содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса.
Направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе определены четко, по ним я и начала работать:
  1. Психодиагностика образовательного процесса.
  2. ППС предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
  3. ППС учащихся “группы риска”.
  4. ППС процесса адаптации учащихся в переходные периоды.
  5. Консультативная работа.
Просвещение всех участников образовательного процесса.
Расскажу о своей роли как психолога в системе работы школы по созданию развивающей среды для всех участников образовательного процесса: учащихся (в том числе выпускников), педагогов и родителей.
Работа в направлениях психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. Психодиагностика образовательного процесса в нашей школе включает в себя:
  • Фронтальную психодиагностику (исследование классов параллели).
  • Индивидуальную углубленную психодиагностику, которая проводится мной с отдельными учениками с целью:
    • исследования особенностей познавательной деятельности;
    • изучения личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
Хочу остановиться немного подробнее на интеллектуальных тестах, которые проводятся у нас в школе фронтально, на специальных бланках, в 4-м, 6-м и 9-м классе. Результаты тестов умственного развития часто оказываются неожиданными и для учителя, и для самого ученика.
Бывает, что ребенок, которому я потом на классном часе вручаю сертификат “Самый умный ученик класса”, искренне удивлен, как и весь класс во главе с классным руководителем: “Как, он же и “4”, и “3” получает в равной степени? И он самый умный?” Просто потенциал его не раскрылся должным образом, – или внимания, или силы воли не хватило.
А девочка-отличница вполне может оказаться со средним уровнем развития интеллекта, но определяющими факторами для нее оказались старание и большое желание получать высокие отметки (хотя и это желание, как мы знаем, может вызываться различными мотивами).
Психодиагностика – это не разовое мероприятие и обязательно проводится у нас во взаимосвязи:
  • Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся.
  • Представление результатов на семинарах, педагогических советах, совещаниях, классных часах, родительских собраниях.
  • Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Обязательное направление в нашей школе – психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения 10-х-11-х классов; сюда же можно отнести и работу по психологической подготовке к сдаче выпускных экзаменов.
В течение трех лет я, как психолог, вовлечена в работу по этому направлению.
Начиная с 7-го класса, мы постепенно готовим ребят к серьезному выбору траектории получения профессионального образования. Это новое пока направление для российских школ, и наша школа участвует в федеральном и городском эксперименте по предпрофильной подготовке.
Даже за 3 года можно проследить динамику профинтересов учащихся. Возможно это благодаря регулярной фиксации результатов проф.методик. В частности, затронем мотивы, по которым в этом году учащиеся 7-х, 9-х и 11-х классов нашей школы планируют выбирать будущую профессию.
Конечно, решающим фактором в наше время многими детьми признается “высокий уровень заработной платы” (что неудивительно, дети слышат об этом и от родителей, и от сверстников, и с экранов телевизоров…). Также важна престижность и возможность карьерного роста.
У учащихся 11х классов уже одним из решающих факторов, наряду с материальной обеспеченностью, является интерес к профессии, который говорит о более зрелом выборе.
В рамках направления проводятся следующие мероприятия:
  • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9-х и 11-х классов, их образовательные потребности и профинтересы.
  • На основе полученных и собранных данных – проведение углубленных профконсультаций, в процессе которых выносятся только общие рекомендации, оценивается пригодность к той или иной группе профессий, но не к отдельным специальностям.
  • Смысл этой профконсультации заключается в том, чтобы помочь старшекласснику решить проблему выбора профессии, но не предлагать свои варианты и не делать выбор за него.
  • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями и предприятиями города.
В этом направлении велика и роль элективных курсов. Я сама в течение 2-х лет вела адаптированный курс по психологии “Лабиринты общения”, который вызывал большой интерес у учащихся 9-х классов и вносил свой вклад в развитие коммуникативной компетенции выпускника.
3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся “группы риска” включает в себя предупреждение явлений дезадаптации ребенка и коррекцию уже имеющихся трудностей.
4. Психолого-педагогическое со...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1401

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340