Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Итоговый урок по теме: Лексика в 6-м классе
Автор(ы): Кузьмина Татьяна Александровна, преподаватель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Обучающие: - повторить изученный материал по лексике;
- выявить степень усвоения данной темы;
- формировать навыки работы со словарями.
Развивающие: - развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать индивидуальную творческую активность.
Воспитывающие: - воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово;
- воспитывать чувство ответственности за полученное дело, коллективизм.
Оборудование урока: 1. Оформление доски. Запись высказывания А. Франса “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке” 2. Выставка словарей (фразеологический, иностранных слов, толковый, синонимов, антонимов, словообразовательный, орфографический). 3. Выставка рисунков учащихся по фразеологизмам в их прямом значении (Повесил нос: шкаф, и на вешалку мальчик приспосабливает нос; Сел в калошу: запряженная калоша с седоком и т.д.) I. Слово учителя: - Сегодня, ребята, последний в этом учебном году урок по теме “Лексика”. Мне очень хочется провести вас еще раз по интересным и богатым кладовым, где хранятся слова. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс. (Вызванный ученик выразительно читает надпись на доске). II. Ребята, вы писали сочинения о словарях. Я их проверила и хочу, чтобы вы прослушали работу Иры. Ира читает свое сочинение: - “И школьникам, и взрослым часто бывает нужно выяснить, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого люди создали словари. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографические словари. Если не знаем значения слова, обращаемся к толковому словарю. О происхождении слов узнаем из этимологического словаря. Чем больше мы читаем, тем больше нужны нам словари. Их составляют ученые, обладающие большим трудолюбием, терпением и любовью к слову. Одним из самых известных авторов был Д. Н. Ушаков. В его словаре объяснены значения более 85 тысяч слов. Словарь Ушакова получил большую известность. Однажды, когда ученый шел по улице, он услышал разговор двух школьников. Один сказал: “Гляди, Ушаков идет!” Другой ответил: “Ты что? Ушаков - это словарь”. Словари бывают большие и маленькие. Самый большой словарь русского языка, изданный Академией наук, состоит из 17 томов. Есть словари в 4-х томах. А словарь С. И. Ожегова издан в одной томе. Нужно всем учиться работать со словарями”. Примечание: учитель оказывает помощь в работе над сочинением, девочка оформила его красочно и подарила кабинету. III Учитель: - Спасибо, Ирочка, ты хорошо потрудилась. А что за шум в углу? (Там четверо мальчиков оживленно разговаривают; они в шапочках, на которых что-то написано). А! Это же наши гости – словари! Что случилось, дорогие словари? Словари: - Да вот недоразумение! Наши шапочки никак не снимаются. Мы хотим, чтобы ребята нас узнали, и для этого подписали свои названия. Но никак не можем повернуть свои подписи так, чтобы все нас увидели. Как быть? Учитель: - А что, если вы представитесь по очереди? Может быть, наши ребята и без шапочек вас узнают? Расскажите о себе, пожалуйста! Фразеологический словарь: - Можно, я – первый? Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика меня вогнала в пот, и я на всех парах помчался в ванную. От холодной воды у меня побежали мурашки, я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки. Учитель: - Ребята, кто узнал, какой это словарь? (Ответы учащихся) Фразеологический словарь: - Смотрите, а у меня шапочка повернулась! Спасибо, ребята, что вы меня узнали! Словарь иностранных слов: - Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта “Наполеон” и выпил чашку кофе с сахаром. (Ребята с помощью учителя узнают этот словарь). Толковый словарь: - В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – это лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур. Словарь синонимов: - Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами! Учитель: - Спасибо, дорогие словари! Вы так хорошо о себе рассказали, что ребята вас узнали. Я знаю, что вы пришли к нам не просто так. Вы так хотите среди ребят найти знатоков и приготовили задания! Тем, кто лучше всех ответит на вопросы, в конце урока будут поставлены “4” и “5”. IV. Работа “словарей” с классом: - Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иностранные слова, называющие его одежду, но и определить по словарю иностранных слов, из какого языка они пришли. (Появляется “блестящий денди”. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, цилиндр, туфли и т.д. Ребята называют их, один ученик записывает на доске, другой находит их в словаре, зачитывает словарную статью). А теперь прошу вас в предложениях заменить словосочетание одним словом: Торжественный смотр физкультурников на Красной площади (парад). Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия, как депутата (мандат) В нашем районе выстроили помещение для стрельбы (тир). - Я – фразеологический словарь. Это особый вид толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка, то есть выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания. Сначала по рядам. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе названия зверей, птиц (собаку съесть, крокодиловы слезы, соловьем разливается и т.д.). Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (рука, нога, голова). Назовите фразеологизмы, связанные с древнегреческой мифологией. А ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1795
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|