Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Представление числовой информации с помощью систем счисления - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Представление числовой информации с помощью систем счисления


Автор(ы): Дроводинова Людмила Владимировна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Представление числовой информации с помощью систем счисления
Цели урока:
обучающая
  • обобщить и систематизировать понятие кодирования информации;
  • обеспечить усвоение учащимися понятия системы счисления;
  • дать представление о позиционной и непозиционной системах счисления;
  • сформировать понимание основ систем счисления.
развивающая
  • развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
  • развитие аналитико-синтезирующего мышления – умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
воспитательная
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока
  • урок изучения нового учебного материала.
Вид урока
  • урок-беседа.
Метод обучения
  • диалогический метод.
Изучаемые вопросы
  1. Система счисления.
  2. Римская непозиционная система счисления.
  3. Позиционные системы счисления.
  4. Развёрнутая форма записи числа.
Наглядные пособия и технические средства обучения
  1. Компьютеры.
  2. Мультимедиа проектор.
План-конспект урока.
План урока Действия учителя Действия ученика
Оргмомент Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Проверка д/з3-4 мин По домашнему заданию есть вопросы?Если вопросов нет, тогда скажите, пожалуйста (а теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы):
1. Что называют информацией?
2. Что такое бит и байт?
3. Какие языки называются естественными? Привести примеры.
4. Какие языки называются формальными? Привести примеры.
5. Что такое алфавит?
6. Что такое грамматика?
7. Что такое синтаксис?
8. Как осуществляется представление информации?
9. Что называется кодированием?
10. Что называется декодированием? Привести пример.
11. Чем различаются естественные и формальные языки?
12. Какие знаки мы используем для записи чисел и как они называются?
13. Какие способы записи чисел вы можете назвать?
Отвечают на вопросы.
Актуализация знаний3-4 мин Сегодня мы познакомимся с основами кодирования числовой информации.- Что такое кодирование?
- (Процесс преобразования из одной системы знаков в другую называют кодированием).
- (Кодирование это представление информации в какой-либо принятой системе условных знаков).
- Сегодня мы разбираем что?
- (Кодирование числовой информации).
- Эта проблема появилась с тех пор, как человеку стало не хватать пальцев рук, чтобы считать.
- Поможет нам в этом разобраться небольшая презентация. Будьте очень внимательны и старайтесь всё запомнить. Откройте тетради и приготовьте ручки. В ходе презентации я буду задавать вам вопросы, а выводы, примеры и определения мы будем записывать в тетрадь.
- Итак, внимание, запишите дату и тему урока.
Отвечают на вопросы учителя. Готовят тетради и ручки. Записывают дату и тему урока.
Объяснение нового материала18-20 мин Начинается демонстрация презентации
2 слайд<Рисунок1> - С древнейших времён перед людьми стояла проблема обозначения (кодирования) числовой информации. - Числом обозначали некоторые реальные объекты, свойства которых были одинаковы. Слушают объяснения учителя.
3 слайд<Рисунок2> - Когда мы что-то считаем или пересчитываем, мы как бы обезличиваем предметы, т.е. подразумеваем, что их свойства одинаковы. Но самым главным свойством числа является наличие объекта, т.е. единица и его отсутствие, т.е. ноль. Слушают.
4 слайд<Рисунок3> - Маленькие дети показывают свой возраст на пальцах. Лётчик сбил самолёт, ему за это рисуют звёздочку, Робинзон Крузо считал дни зарубками. - Первые системы счисления были единичными. Про ноль не думали совсем – и очень плохо.
- Давайте подумаем, что же это такое системы счисления?
- Раз счисления, значит система вычисления или счёта – нет.
- Это запись чисел? Да! Но мы не можем писать так, как нам вздумается - нас должны понимать другие люди. Поэтому необходимо ещё использовать и правила.
Слушают. Отвечают.
5 слайд<Рисунок4> Запишите в тетрадь: система счисления – это запись чисел по определённым правилам с помощью цифр.- Скажите, пожалуйста, что такое цифра? (Это алфавит чисел, набор символов, с помощью которых мы кодируем числа. Цифры – числовой алфавит) Записывают. Отвечают на вопрос.
6 слайд<Рисунок5> - Цифры и числа – это разные вещи!Рассмотрим два числа 5 2 и 2 5
Цифры одни и те же – 5 и 2, а чем эти числа отличаются? Порядком цифр? – Да! Но лучше сказать местом. Место цифры в числе звучит не очень красиво, лучше сказать позиция цифры в числе.
- Скажите пожалуйста, что такое система счисления?
Слушают. Отвечают.
7 слайд<Рисунок6> - Различают позиционные и непозиционные системы счисления.- А какую систему счисления применяли древние греки? (Алфавитную, непозиционную, альфа, бэта, гамма), а древние славяне? (Алфавитную, непозиционную, аз, буки, веди) Слушают. Отвечают.
8 слайд<Рисунок7> - Здесь схематично изображен взгляд на системы счисления с исторической точки зрения. Вплоть до конца средневековья не существовало никакой универсальной системы записи чисел. Только с развитием математики, физики, техники, торговли, финансовой системы возникла потребность в единой универсальной системе счисления, хотя и сейчас многие племена, нации и народности используют другие системы счисления. Слушают.
9 слайд<Рисунок8> - В непозиционных системах счисления значение числа не зависит от места (позиции) цифр.- Итак, какая система называется непозиционной?
- Давайте это запишем в тетрадь.
- Римская система является современной непозиционной системой счисления. До сих пор римские числа очень часто используются.
Отвечают. Записывают.
10 слайд<Рисунок9> - Запишите в тетрадь табличку. Запомните: 5, 50, 500 не повторяются!-А какие могут повторяться? (I,X,C,M)
- Правильно, если слева от старшей цифры стоит младшая, то она отнимается. Если младшая цифра стоит справа от старшей, то она прибавляется.
- I, X, C, M могут повторяться до 3-х раз. А теперь давайте подробно запишем примеры:
1) IV=(Старшая цифра какая?(5), младшая стоит слева, значит, отнимается)=5-1=4
2) Следующий пример поясните сами:
XXVIII=10+10+5+1+1+1=28
3)Третий пример запишите самостоятельно.
Скажите, что получилось?
MMIV=1000+1000+5-1=2004
Самостоятельно, пожалуйста:
149=(Сто будем писать C, сорок девять запишем как XL, а девять как запишем? IX)=CXLIX
- Запишем ещё пример…
Записывают. Слушают. Отвечают.
11 слайд<Рисунок10> - Главная проблема с римскими цифрами заключается в том, что сложно производить умножение и деление. Тем не менее, они были основными до конца средних веков. Но и в наше время их ещё используют.- К другим недостаткам непозиционных систем относятся:
Запись больших чисел требует введения новых символов. А дробные числа можно записывать только как отношение двух чисел.
- Откройте учебник на странице 104 и запишите определение позиционной системы счисления.
Слушают. Записывают.
12 слайд<Рисунок11> - Обратите внимание и запомните: пишем число слева направо, а позиции отсчитываются справа налево, т.е. наоборот. Начинается отсчёт позиции с нуля. Слушают.
13 слайд<Рисунок12>
- Посмотрите внимательно на эту табличку: у четвёрки на 6-й позиции – 6 нулей, на какой позиции семёрка? На треть...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3652

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340