Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Итоговый урок-путешествие в 6-м классе по теме Глагол
Автор(ы): Данилевич Ольга Евстафьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Слово учителя Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по СВСР, т.е. по Союзу Взаимодействующих стран «Речь». Мы с вами уже побывали в таких странах этого Союза, как Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение. А сегодня мы будем исследовать страну с названием Глагол, в которой живут «деловые» слова. А почему «деловые»? (Деловые, потому что они что-то делают: обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?»). Путешествовать мы будем экипажами, в состав которых будут входить капитаны, штурманы и пилоты. Давайте познакомимся. (Представление экипажей: название, девиз, эмблема.) Наше путешествие будет возможно лишь при наличии у экипажей билета, приобрести который можно, ответив на вопросы блиц-опроса. Вам нужно выбрать из трех вариантов ответа только один. 2. Блиц-опрос 1). Какая часть речи изменяется по лицам: имя прилагательное, имя числительное, глагол? 2). Какие слова изменяются по числам: глагол в неопределенной форме, наречие, глагол в изъявительном наклонении? 3). Что называется спряжением глагола: изменение глагола по числам, изменение глагола по лицам и числам, изменение глагола по родам и числам. 4). Сколько спряжений у глагола: одно, два, три? 5). Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени: изъявительное, условное, повелительное? 3. Итак, экипажи справились с заданием и получают право на путешествие. Для этого я попрошу капитанов получить билеты – карточки. (На билетах – карточках написано «выбор», «делегат», «доверие», Отвечать на вопросы будут экипажи с карточкой «выбор», «делегат») 4. Прежде чем отправиться в поездку, давайте убедимся в надежности штурманов и дадим им задание: отгадать кроссворд и прочитать спрятанное слово (кто быстрее и правильно) (Штурманы получают карточки с заданием и уходят) (см. Приложение 1) А экипажи тем временем должны в кроссворде найти и прочитать спрятанные глаголы по вертикали и по горизонтали (см. Приложение 2) Экипаж, правильно ответивший первым, получает балл. Дополнительный балл получает экипаж, который первым расскажет о форме глаголов из кроссворда (неопределенная форма) (Штурманы в это время сдают свои работы и суммируются баллы экипажей) 5. Начнем мы наше путешествие по стране Глагол (см. Приложение 3) с преодоления пустыни. Чтобы пройти по этому засасывающему песку под палящим солнцем, мы должны ответить на вопросы, связанные с правописанием глаголов: «НЕ с глаголами», « - ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах» (Ответ экипажа «выбор») Благодаря правильным ответам, мы подошли оазису под названием Временск. Обратимся с вопросом к экипажу «доверие»: что вы знаете о категории времени глагола? (Ответ экипажа «доверие») Прекрасный ответ, но нам нужно еще несколько усилий, чтобы преодолеть пустыню: ответить на вопросы: «Ь после шипящих в глаголах», «Гласные в суффиксах глаголов». (Ответ экипажа «делегат») 6. Вот и преодолели пустыню. Сделаем передышку и послушаем нашу комиссию, которая поведает о результатах конкурса эмблем, работы штурманов и общем количестве баллов у экипажей. 7. Теперь мы знаем, как справились с работой штурманы. Пришло время отправить на задание капитанов. Они должны написать пословицы и поговорки, в которых употребляются глаголы в неопределенной форме и в форме 2-го лица ед. числа настоящего или будущего времени (кто больше и правильно). (Например: Любишь кататься – люби и саночки возить.) А экипажи в это время будут писать буквенно-графический диктант (у доски по одному представителю от экипажа) - НЕ слитно + НЕ раздельно -
1) ненавидеть 2) не мешать 3) невзлюбить 4) не нарушать 5) неволить Учиться (1) всегда пригодится (2). Кто пахать не ленится (3), у того хлеб родится (4). За все браться (5) – ничего не сделать. - Глаголы в форме настоящего времени поставить в неопределенную форму и определить, какая гласная пишется в суффиксе:
ОВА - О ЕВА - Е ЫВА - Ы. ИВА - И 1) следую совету 2) рассчитываю на помощь 3) заканчиваю работу 4) запеваю песню 5) чувствую прилив сил - 1 спряжение – 1 2 спряжение – 2 разноспрягаемые – Р.
Чего себе не хочешь (1), того и другому не желай (2). Правда глаза колет (3). Доброе дело само себя хвалит (4). Правдой мир держится (5). (Проверяется диктант: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | I | + | - | + | - | + | II | + | - | - | - | + | III | о | ы | и | е | о | IV | р | 1 | 1 | 2 | 2 | сдают работы капитаны) 8. Последнее задание в диктанте было в качестве предварительного знакомства с населенным пунктом. Ведь мы с вами добрались до города, который называется Спряженск. Красота и достопримечательности этого города доступны только тем, кто хорошо знает спряжение глаголов. (Отвечает экипаж «выбор») 9. Замечательно, но мы покидаем город и отправляемся по железной дороге Наклонная в город Видовск. Эта железная дорога имеет три узл...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1878
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|