Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психологическое сопровождение оздоровительного процесса - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психологическое сопровождение оздоровительного процесса


Автор(ы): Гребенщикова Лариса Геннадьевна, заместитель директора


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В новом веке степень успешности государственной политики будет определяться ее отношением к здоровью – таков лейтмотив новой стратегии ВОЗ. Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства.
Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям).
Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей с детьми работает психолог.
Долгое время в науках, изучающих человека, в центре внимания ученых находились нарушения в здоровье человека, анализировались их причины, и на этой основе искались способы лечения, профилактики нарушений. Было выявлено, что часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией.
Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья.
Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:
  • принятие себя,
  • принятие других людей,
  • хорошо развитая рефлексия,
  • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Критические ситуации возникают в жизни любого человека как естественное следствие сложных взаимоотношений с окружающим миром. Любая критическая ситуация приводит к нарушению деятельности и общения, порождает психологический дискомфорт и отрицательные эмоциональные переживания, что может иметь неблагоприятные последствия для психического здоровья ребенка. С другой стороны, переживание критической ситуации заключает в себе и позитивный смысл, состоящий в активизации личности, в формировании умения преодолевать жизненные невзгоды, что имеет важное значение для успешного процесса социализации.
В медико-психологических исследованиях (“Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002г.” Отв. Ред. – Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин – Ижевск, 2002) установлено, что на психическое здоровье оказывает влияние не столько степень трудности ситуации, а то, как она преодолевается, какой способ поведения реализует ребенок, разрешая трудные обстоятельства.
Формируясь с раннего детства, способы поведения в критических ситуациях становятся устойчивыми личностными образованиями, основу которых составляют психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья.
Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей.
Таким образом, целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья.
Задачи:
  • осознание ребенком собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
  • осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
  • формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
  • осознание детьми своей “внутренней силы” и овладение механизмами “самопомощи”.
В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.
Возраст детей Задачи работы
Старший дошкольный
  • овладение ребенком пространством человеческих отношений;
  • формирование “эмоциональной грамотности”.
7 – 9 лет
  • приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
  • развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
  • формирование “эмоциональной грамотности”;
  • содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
10 лет
  • развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
  • формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
  • формирование уверенности в себе.
11 – 12 лет
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие у детей интереса к себе;
  • формирование у детей навыков самоанализа;
  • развитие и укрепление чувства взрослости;
  • развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
13 – 14 лет
  • формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • овладение способами регуляции поведения, эмоций;
  • формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
  • формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения.
  • развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
  • развитие у ребенка позитивного отношения к себе.
Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям:
Диагностическое.
  • Анализ основных и сопутствующих заболеваний у детей, прибывающих в санаторий, проводится совместно с медицинским персоналом санатория.
  • Диагностика основных личностных особенностей и способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им с помощью проективных методик.
  • Дополнительное, более глубокое, психологическое обследование при необходимости.
  • Ведение карт наблюдений за процессом адаптации и развития ребенка. Большую роль здесь играют воспитатели, которые имеют возможность видеть ребенка в различных ситуациях. По прошествии первой недели пребывания детей в санатории проводятся педконсилиумы, где информация суммируется, анализируется, планируется дальнейшая помощь воспитанникам.
  • Оценка результативности развивающих мероприятий.
Развивающее. По итогам диагностических обследований формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия по различным прог...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1411

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340