Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психологическое сопровождение оздоровительного процесса
Автор(ы): Гребенщикова Лариса Геннадьевна, заместитель директора
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В новом веке степень успешности государственной политики будет определяться ее отношением к здоровью – таков лейтмотив новой стратегии ВОЗ. Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть “всем, чем они могут”, развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям). Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей с детьми работает психолог. Долгое время в науках, изучающих человека, в центре внимания ученых находились нарушения в здоровье человека, анализировались их причины, и на этой основе искались способы лечения, профилактики нарушений. Было выявлено, что часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией. Сегодня приоритетной задачей является выявление и развитие внутренних личностных факторов, способствующих стойкости подрастающего поколения к влияниям сложной социальной ситуации общества, формирование и сохранение психологического здоровья. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе среди других выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности: - принятие себя,
- принятие других людей,
- хорошо развитая рефлексия,
- стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Критические ситуации возникают в жизни любого человека как естественное следствие сложных взаимоотношений с окружающим миром. Любая критическая ситуация приводит к нарушению деятельности и общения, порождает психологический дискомфорт и отрицательные эмоциональные переживания, что может иметь неблагоприятные последствия для психического здоровья ребенка. С другой стороны, переживание критической ситуации заключает в себе и позитивный смысл, состоящий в активизации личности, в формировании умения преодолевать жизненные невзгоды, что имеет важное значение для успешного процесса социализации. В медико-психологических исследованиях (“Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002г.” Отв. Ред. – Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин – Ижевск, 2002) установлено, что на психическое здоровье оказывает влияние не столько степень трудности ситуации, а то, как она преодолевается, какой способ поведения реализует ребенок, разрешая трудные обстоятельства. Формируясь с раннего детства, способы поведения в критических ситуациях становятся устойчивыми личностными образованиями, основу которых составляют психологические механизмы самоконтроля и саморегуляции. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья. Решающая роль в процессе формирования способности преодолевать жизненные трудности принадлежит опыту самого ребенка, а также особенностям его личности. Таким образом, становится важным развитие определенных личностных качеств и обогащение опыта ребенка различными конструктивными способами преодоления трудностей. Таким образом, целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья. Задачи: осознание ребенком собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей; осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности; формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; осознание детьми своей “внутренней силы” и овладение механизмами “самопомощи”. В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста. Возраст детей | Задачи работы | Старший дошкольный | - овладение ребенком пространством человеческих отношений;
- формирование “эмоциональной грамотности”.
| 7 – 9 лет | - приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
- развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
- усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
- формирование “эмоциональной грамотности”;
- содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
| 10 лет | - развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
- формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
- формирование уверенности в себе.
| 11 – 12 лет | - формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие у детей интереса к себе;
- формирование у детей навыков самоанализа;
- развитие и укрепление чувства взрослости;
- развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
| 13 – 14 лет | - формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
- овладение способами регуляции поведения, эмоций;
- формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
- формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения.
- развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
- развитие у ребенка позитивного отношения к себе.
| Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям: Диагностическое. - Анализ основных и сопутствующих заболеваний у детей, прибывающих в санаторий, проводится совместно с медицинским персоналом санатория.
- Диагностика основных личностных особенностей и способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им с помощью проективных методик.
- Дополнительное, более глубокое, психологическое обследование при необходимости.
- Ведение карт наблюдений за процессом адаптации и развития ребенка. Большую роль здесь играют воспитатели, которые имеют возможность видеть ребенка в различных ситуациях. По прошествии первой недели пребывания детей в санатории проводятся педконсилиумы, где информация суммируется, анализируется, планируется дальнейшая помощь воспитанникам.
- Оценка результативности развивающих мероприятий.
Развивающее. По итогам диагностических обследований формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия по различным прог...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1411
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|