Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок русского языка в 3-м классе по теме Обобщение знаний об имени прилагательном - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок русского языка в 3-м классе по теме Обобщение знаний об имени прилагательном


Автор(ы): Соловьева Ирина Валерьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Программа: Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.
Задачи:
  • обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательных в единственном числе по родам, изменение по числам и падежам, употребление имен прилагательных в речи);
  • развивать коммуникативно-речевые умения (умение выслушивать различные точки зрения, умение доказывать свою точку зрения);
  • развивать речь учащихся путем обогащения словаря синонимами;
  • воспитывать интерес к предмету, литературному русскому языку.
Оборудование урока:
  • Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  • А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Таблица падежей.
План урока:
  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей урока.
  3. Минутка чистописания.
  4. Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных.
  5. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам.
  6. Физпауза.
  7. Лексическая работа. Обобщение знаний о прилагательных – синонимах.
  8. Обобщение знаний о роли прилагательных в предложении.
  9. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки.
  10. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Поэтическая минутка. 3 ученика по ролям читают отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (см. Романовская З.И. Живое слово: Учебн. по чтению для 1 класса. – М.: Просвещение, 1995. – с. 178).
– Мы открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А.С.Пушкина. А тема нашего урока написана на доске: Обобщение знаний об имени прилагательном. Языковым материалом урока будут прилагательные из сказки.
II. Постановка целей урока
На доске выписаны предложения:
  • Пришел невод с травою.
  • Отпустил он рыбку.
  • Не печалься, будет вам корыто.
– Согласны ли вы, что это предложения написал А.С.Пушкин? (Нет, т.к. пропущены слова. Учащиеся восстанавливают предложения. )
Учитель записывает на доске: морскую, золотую, новое.
– Какой частью речи являются данные слова? (Учащиеся дают определение имени прилагательного).
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно употреблять прилагательные в речи, писать без ошибок.
III. Минутка чистописания
На доске:
ая яя
золотая
Учимся правильно писать нижнее соединение букв. Следим за наклоном.
– Какой частью слова являются -ая, -яя к имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных ж.р., ед.числа)
IV. Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных
1) На доске: землянка, море, терем
Надо подобрать к данным существительным прилагательные из сказки. Словосочетания записать с вопросами в тетрадь
(По 1 ученику выходят к доске, записывают словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных).
землянка (какая?) ветхая
море (какое?) синее
терем (какой?) высокий

– Отчего зависит написание окончаний имен прилагательных? (От числа, рода, имени существительного).
– Укажите род имен прилагательных. Сделайте вывод о написании окончаний (можно пользоваться таблицей, расположенной на форзаце учебника).
2) Дифференцированная работа. Индивидуальные карточки.
1 и 2 группа 3 группа
№1. Вставить окончания имен прилагательных. Указать род имен прилагательных.Ласков… слово, вольн… царица, велик… чудо, печатн… пряник, грозн… стража, глубок… море. №2. Выделить окончания имен прилагательных. Указать род.Ласковое слово, вольная царица, великое чудо, печатный пряник, грозная стража, глубокое море.
Проверка будет проведена учителем.
V. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам
1) На доске записана грамматическая задача:
3-е лишнееразбитое
дубовые
морская
(Учащиеся должны обосновать свой выбор, доказать, что слово «дубовые» лишнее, т.к. является прилагательным мн. числа).
2) Разделите данные прилагательные на 2 группы:
Ед. число Множ. число
Запишите еще несколько имен прилагательных (см. текст сказки).
3) На доске записаны предложения:
  • На руках золотой перстни.
  • На ногах красный сапожки.
  • Перед ней усердный слуги.
Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.)
– Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь.
VI. Физпауза
1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши.
2) Игра «Мяч»
Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю.
VII. Лексическая работа
1) Учащиеся читают словосочетания. Выясняют значения прилагательных (используется «Толковый словарь»), задумываются над образностью прилагательных.
а) ветхая землянка
На доске и в тетради записать синонимы: ветхая, старая, дряхлая.
б) золотая рыбка
На доске и в тетради записать синонимы: не простая, прекрасная, дорогая, драгоценная…
2) Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных? (Учащиеся устно приводят примеры).
– Какие прилагательные употребил автор сказки для характеристики героев? Соединить стрелками слова двух столбиков:
На доске:
баба грозная
слуги сварливая
стража усердные (фронтальная работа)
3) В тетради записать слова по вариантам:
1в.рыбка
2в. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3987

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340