Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок русского языка в 3-м классе по теме Обобщение знаний об имени прилагательном
Автор(ы): Соловьева Ирина Валерьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном». Программа: Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного. Цель: актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, как части речи. Задачи: - обобщить знания об имени прилагательном (изменение прилагательных в единственном числе по родам, изменение по числам и падежам, употребление имен прилагательных в речи);
- развивать коммуникативно-речевые умения (умение выслушивать различные точки зрения, умение доказывать свою точку зрения);
- развивать речь учащихся путем обогащения словаря синонимами;
- воспитывать интерес к предмету, литературному русскому языку.
Оборудование урока: - Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.
- Карточки с индивидуальными заданиями.
- Таблица падежей.
План урока: - Оргмомент.
- Постановка целей урока.
- Минутка чистописания.
- Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных.
- Упражнение в изменении имен прилагательных по числам.
- Физпауза.
- Лексическая работа. Обобщение знаний о прилагательных – синонимах.
- Обобщение знаний о роли прилагательных в предложении.
- Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА I. Оргмомент Поэтическая минутка. 3 ученика по ролям читают отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (см. Романовская З.И. Живое слово: Учебн. по чтению для 1 класса. – М.: Просвещение, 1995. – с. 178). – Мы открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А.С.Пушкина. А тема нашего урока написана на доске: Обобщение знаний об имени прилагательном. Языковым материалом урока будут прилагательные из сказки. II. Постановка целей урока На доске выписаны предложения: - Пришел невод с травою.
- Отпустил он рыбку.
- Не печалься, будет вам корыто.
– Согласны ли вы, что это предложения написал А.С.Пушкин? (Нет, т.к. пропущены слова. Учащиеся восстанавливают предложения. ) Учитель записывает на доске: морскую, золотую, новое. – Какой частью речи являются данные слова? (Учащиеся дают определение имени прилагательного). – Сегодня на уроке мы будем учиться правильно употреблять прилагательные в речи, писать без ошибок. III. Минутка чистописания На доске: ая яя золотая Учимся правильно писать нижнее соединение букв. Следим за наклоном. – Какой частью слова являются -ая, -яя к имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных ж.р., ед.числа) IV. Упражнение в написании родовых окончаний имен прилагательных 1) На доске: землянка, море, терем Надо подобрать к данным существительным прилагательные из сказки. Словосочетания записать с вопросами в тетрадь (По 1 ученику выходят к доске, записывают словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных). землянка (какая?) ветхая море (какое?) синее терем (какой?) высокий – Отчего зависит написание окончаний имен прилагательных? (От числа, рода, имени существительного). – Укажите род имен прилагательных. Сделайте вывод о написании окончаний (можно пользоваться таблицей, расположенной на форзаце учебника). 2) Дифференцированная работа. Индивидуальные карточки. 1 и 2 группа | 3 группа | №1. Вставить окончания имен прилагательных. Указать род имен прилагательных.Ласков… слово, вольн… царица, велик… чудо, печатн… пряник, грозн… стража, глубок… море. | №2. Выделить окончания имен прилагательных. Указать род.Ласковое слово, вольная царица, великое чудо, печатный пряник, грозная стража, глубокое море. | Проверка будет проведена учителем. V. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам 1) На доске записана грамматическая задача: 3-е лишнееразбитое дубовые морская | (Учащиеся должны обосновать свой выбор, доказать, что слово «дубовые» лишнее, т.к. является прилагательным мн. числа). 2) Разделите данные прилагательные на 2 группы: Ед. число Множ. число Запишите еще несколько имен прилагательных (см. текст сказки). 3) На доске записаны предложения: - На руках золотой перстни.
- На ногах красный сапожки.
- Перед ней усердный слуги.
– Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.) – Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь. VI. Физпауза 1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши. 2) Игра «Мяч» Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю. VII. Лексическая работа 1) Учащиеся читают словосочетания. Выясняют значения прилагательных (используется «Толковый словарь»), задумываются над образностью прилагательных. а) ветхая землянка На доске и в тетради записать синонимы: ветхая, старая, дряхлая. б) золотая рыбка На доске и в тетради записать синонимы: не простая, прекрасная, дорогая, драгоценная… 2) Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей, животных? (Учащиеся устно приводят примеры). – Какие прилагательные употребил автор сказки для характеристики героев? Соединить стрелками слова двух столбиков: На доске: баба грозная слуги сварливая стража усердные (фронтальная работа) 3) В тетради записать слова по вариантам: 1в. – рыбка 2в. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3987
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|