Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект От информационной компетентности к информационной культуре педагогов и учащихся школы - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Проект От информационной компетентности к информационной культуре педагогов и учащихся школы


Автор(ы): Светлакова Валентина Павловна, учитель математики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
План:
  • Цель и задачи проекта
  • Проблема, идея проекта
  • Роль учителя в условиях современного общества
  • Факторы, тормозящие повышение информационной культуры
  • Теория
  • Признаки информационной культуры
  • Этапы формирования информационной культуры
  • Формы достижения цели
  • Ожидаемые результаты
Цель: Помочь учителю сформировать положительную мотивацию к овладению профессиональной информационной культурой
Задачи:
  • Разработать и создать единую образовательную информационную среду школы;
  • Обучить учащихся и учителей приемам и методам работы с персональным компьютером;
  • Обучить приемам и методам работы с информацией, в частности, в глобальной компьютерной сети Интернет, а также в локальных компьютерных сетях; сформировать умение получать с помощью Интернет актуальную информацию и методические материалы по предметам;
  • Научить учителей создавать сетевые образовательные ресурсы, педагогические программные средства, методические, дидактические и организационные материалы для проведения уроков; вообще - овладеть широким спектром ИКТ и научиться использовать их при проведении разных видов занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.
Проблема: Отставание информационной культуры учителя от информатизации образования;
Имея электронные образовательные ресурсы, большинство учителей недостаточно хорошо умеют правильно их использовать.
Идея: Учитель должен владеть информационной культурой, начиная с минимальных знаний компьютерной грамотности до совершенства в использовании информации с овладением информационных технологий и научить этому ученика.
Длительность работы над опытом.
Я уже 30 лет работаю в школе, где образовательный процесс меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились. Это уже не те послушные мальчики и девочки, для которых слово учителя закон. Они стали другими. Поэтому у меня возникает потребность в изменении методов преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.
Нарастающей лавиной компьютеры входят в каждый дом. Наши дети сразу стали как минимум «юзеры», а то и «профи». Часто оказывается, что в методах получения информации ученики на голову выше преподавателей. Поэтому учителю целесообразно научить обучающихся применять в учебном процессе накопленный опыт работы на компьютере.
Актуальность данной инновации очевидна: детей интересует компьютер, многие имеют хорошие навыки работы с ним, но используют его как игрушку, в качестве развлечения. Я же хочу пробудить интерес к изучению предмета. Хочу показать ребятам, что компьютер это не только развлечение, но ещё и средство обучения.
После изучения научно-методической литературы, опыта работы учителей информатики, мною было определено направление дальнейшей педагогической, научно-методической деятельности и пути решения обозначенной проблемы.
На сегодняшний момент получены стабильные, позитивные результаты по применению информационных компьютерных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, достаточный уровень сформированности информационной культуры учеников и учителей школы.
Роль учителя в условиях современного информационного общества.
Современные информационные ресурсы помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность.
В этих условиях он выступает, как:
1. Учитель – педагог - Проводит занятия, обеспечивает правильное и эффективное использование образовательных ресурсов.
2. Учитель – консультант - Координирует познавательный интерес, проводит групповые и индивидуальные консультации.
3. Учитель – менеджер - Управляет проведением групповых занятий, контролирует достижение целей (тесты, экзамены и т.д.)
Факторы, тормозящие повышение информационной культуры:
1. Отсутствие или недостаток компьютерной техники;
2. Дополнительная нагрузка на учителя по освоению компьютерной техники и ИКТ;
3. Трудности в овладении компьютерной грамотностью и ИКТ;
4. Отрицательный психологический барьер (боязнь, неуверенность и т.д.);
5. Нежелание большинства учителей использовать ИКТ, особенно у учителей старшего поколения.
Информационная компетентность
1. Компьютерная грамотность;
2. Умение вести поиск информации, владеть технологиями компьютерных коммуникаций;
3. Умение осваивать и использовать возможности информационных технологий в педагогической деятельности;
4. Стремление к самосовершенствованию и творчеству в рамках использования средств коммуникаций.
Компьютерная грамотность
Самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники.
Компьютерная образованность
- Широкий кругозор, ориентированный в многообразие популярных программ и компьютерные знания и их возможности;
- Умение выбрать оптимальные программные средства для конкретной работы;
- Наличие и ведение собственной библиотеки программных средств.
Основной целью моей педагогической концепции является формирование информационной культуры личности школьников и учителей.
Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся.
Эффективное решение данных задач возможно при соблюдения следующих принципов:
  • Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий "информация" и "культура", на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека.
  • Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления информационной культуры.
  • Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности.
  • Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиций учителя, а с позиции пользователя.
  • Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования.
Формы достижения цели.
Для решения первой задачи мной была спроектирована и смонтирована локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая в себе два кабинета – кабинет вычислительной техники и кабинет администрации школы.
На основе локальной сети развернута система единой информационной среды общеобразовательного учреждения и 2 год апробируется на уроках информатики. Второй год проводятся с использованием Интернет и локальной сети интегрированные уроки информатики и ИЗО, географии, экологии, биологии, МХК, выбор профессии… Главным преимущества использования средств обучения, основанных на Web-технологии, заключаются в следующем.
  • позволяет в наибольшей степени реализовать дидактический принцип наглядности за счет широкого использования в представляемом учебном материале средств мультимедиа - статической и анимированной графики, видео и звука.
  • технология гипертекста, являющаяся одной из составляющих Web-технологии, дает обучающимся возможность выбора собственной образовательной траектории. Таким образом, реализуется дифференцированный и личностно ориентированный подход к изложению учебного материала.
  • возможность интегрированного использования в обучении различных сервисов Интернет (электронная почта, видеоконференции, учебные чаты) с единым Web-интерфейсом.
  • использование Web-технологий возможно и при отсутствии доступа к Интернет (учебные материалы в виде Web-сайтов, размещенные на локальном сервере, на компакт - дисках или на жестких дисках).
  • дает возможность проведения on-line тестирования и анкетирования обучающихся, подготовка к ЕГЭ и ГИА.
По реализации второй задачи концепции разработана программа уроков, кружка и элективного курса «Информационные технологии», «Основ проектной деятельности», которая преподается в 5-8, 11 классах (по 1 часу в неделю, 9 классе -2 часа), в 10 классе введён профильный курс. Информатика вводит учащихся в мир информации, дает навыки работы с новыми информационными технологиями, является основой их успешного обучения, начиная со школьной скамьи и на протяжении всей жизни.
При формировании информационной культуры учащихся необходимо использовать преимущественно инновационными методами обучения. Одним из таких методов является проектный метод.
Я создала сайт школы www.borscool.narod.ru. На сайте есть и моя страничка методической работы. На уроках информатики в 10 классе будем в этом году заниматься Web – дизайном, где учащиеся будут постигать азы сайтопостроения и языка HTML. В плане – создать сайт этого класса и сайт своего 9 класса с выходом в Интернет. В сети Интернет школа работает с 2006 года.
Все больше учителей и учащихся нашей школы сталкиваются с необходимостью использовать глобальные информационные ресурсы и другие материалы, представленные на электронных носителях. Мною организована работа по оказанию методической помощи в использовании компьютера на уроках. Вторник – мой методический день для учителей – предметников. Процесс обучения связан с переработкой учеником информации, представленной учителем в электронной форме. Основной целью является подготовка учащихся к самостоятельному взаимодействию с естественной информационной средой, т.е. у них должен быть сформирован достаточный уровень информационной культуры. Используют информационные технологии на своих уроках: учителя музыки, ИЗО, технологии, биологии, географии, начальных классов, химии, математики, …
Охват изучением информатики.
Формы занятий с учениками 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год
Уроки 24 14 26 36 81
Кружки, факультативы, элективные курсы 24 44 54 42 27
% от общего числа учащихся 40% 45% 71% 75% 70%
Уровень знаний по предмету.
Предмет 2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год
Средний балл по информационным технологиям 4.88 4.5 4.61 4.8
Вырос уровень ИКТ – грамотности учителей школе к 2008 году составляет 76%.
В школе работает 18 учителей.
2004-2005 уч. год 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год Итого
Курсовая подготовка по информационным технологиям учителей предметников 1 6 2 1 9
Наличие компьютеров дома 2 6 5 1 14
Умения и навыки работы на ПК 2 8 2 1 13
В современных условиях наиболее актуальным для большинства людей умение пользоваться информационными технологиями. Термины "Word, "Ехсеl, "Internet", базы данных Access, Publisher и электронная почта e-mail стали такими же обыденными, как "телефон" или "шахматы" - это убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
В этом учебном году мои воспитанники обучаются в 9 классе. При проведении курса «Профессиональное самоопределение», я использую компьютерное тестирование для определения профессиональных склонностей, интересов, темперамента, особенностей памяти и т. д. Также показываю фильмы и презентации о профессиях, учебных заведениях области, как правильно выбрать профессию. Результатом изучения курса будет выбор профиля с учётом результататов диагностики и тестирования, а также защита проекта с использованием средств ИКТ.
Мой собственный опыт, опыт коллег предметников, приводит к следующему выводу: присутствие компьютерных технологий в обучении оправдано и должно стать повседневной практикой, поскольку ИКТ:
  • позволяют индивидуализировать обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • расширяют дидактические возможности учителя, облегчают его труд, позволяя переложить на машину наиболее сложную и трудоемкую часть учебной работы;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • улучшают качество наглядных элементов урока, создают комфортную среду обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
- закрепляют на практике знания и умения, полученные на уроках информатики, позволяют применить их в другой области.
Проведено в этом учебном году 1 общешкольное и 2 классных родительских собрания в компьютерном классе с обучением работы в Интернете. Родителям показалась работа интересной, но с тем же и «страшновато» - слова 1 из родителей. Значит нужно заниматься обучением и родителей. В посёлке только на сегодняшний день дома 5 компьютеров с выходом в Интернет через Волгателеком.
При введении компьютера в учебный процесс следует учитывать возможные негативные последствия:
  • в начале работы с обучающим программным обеспечением у пользователя может возникнуть ожидание удивительной легкости прохождения курса, сменяющееся в последствии разочарованием, т.к. компьютер не способен освободить человека от необходимости тратить немалые силы на понимание и запоминание материала;
  • использование компьютера при тестировании может создать у слабо знакомых с вычислительной техникой учеников дополнительный стресс и исказить результаты;
  • следует неукоснительно соблюдать санитарные нормы времени при работе с компьютером, особенно для младших школьников.
Признаки информационной культуры
  1. Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
    Владение информационно-коммуникационными технологиями.
  2. Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
  3. Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
  4. Знание различных методов обработки информации.
  5. Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Этапы формирования информационной культуры
1 Уровень
Знания: Изучение основ персонального компьютера – текстового редактора WORD и графического редактора PAINT, презентации POWER POINT, E-MAIL и INTERNET.
Умения: работа с образовательными ресурсами, электронной почтой и поиск информации в Интернет, редактировать и форматировать текст, рисовать рисунки.
Навыки: Владение ПО на базовом уровне.
Вывод- этот уровень прошли 13 учителей нашей школы.
2 Уровень
Знания: Изучение новых УМК с электронной поддержкой, углубленное изучение программ составления презентаций, изучение аудио и видео редакторов, методики преподавания электронных ресурсов.
Умения: работа с УМК, с и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2718

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340