Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие внимания на уроках физической культуры с использованием дополнительной разметки спортивного зала - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Развитие внимания на уроках физической культуры с использованием дополнительной разметки спортивного зала


Автор(ы): Карлов Виктор Анатольевич, учитель физической культуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Любой урок физической культуры, естественно, соответствует типовой структуре и имеет свои особенности. На каждом уроке в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются все физические качества. Но кроме этого при наблюдении за детьми в результате многолетней практики я заметил, что многое в развитии ребенка зависит от его внимания. Дело в том, что в настоящее время в школу 86% детей приходят с отклонениями в состоянии здоровья, 50% школьников сдвинуты в сторону функциональных изменений, 35-40% – с хроническими заболеваниями.[8].
Перегруженность учеников умственными занятиями ведет к дисгармоничному физическому развитию, снижению функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Это создает проблемы интеллектуальной и физической работоспособности, ведет к психологическим перегрузкам школьников, что в свою очередь отрицательно влияет на внимание. Дети не могут длительно сосредотачиваться, быстро переключаться, настраиваться на нужную информацию и воспринимать ее, запоминать движения, действия, правила игры и т.п., поэтому работа над развитием внимания актуальна на сегодняшний день.
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточении на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Хотя внимание само по себе не является познавательным процессом, оно характеризует условия его протекания.[5]
В процессе педагогической деятельности многие учителя часто указывают на недостаток внимания у своих учеников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха. Ученик полностью теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них. Хорошая концентрация внимания у учеников связана с большой подготовительной работой и важно, чтобы она начиналась с самого детства. Поэтому если избирательно и целенаправленно воздействовать на школьников, регулярно включая в уроки различные задания и игры на развитие внимания, то можно добиться определенных положительных результатов.
Но а, поскольку, основой программы по физической культуре остается урок, то надо постоянно искать пути и резервы более эффективного использования его времени. Неоднократно проводя хронометраж урока, я заметил, что до 15% учебного времени тратится нецелесообразно: на перестроения, на деление по группам, командам, на исходные положения для эстафет, на организацию подвижных игр, где приходится дополнительно рисовать различные линии, домики, полоски, кочки и т.п. Передо мной встала проблема: как от этого уйти? Тогда появится больше времени, которое можно использовать и для развития внимания.
Одним из таких путей является дополнительная разметка спортивного зала. Она дает возможность:
  1. больше времени уделять играм, в том числе на внимание, и эффективнее проводить их;
  2. более рационально и полнее использовать площадь зала;
  3. увеличивает количество подходов при выполнении упражнений различной направленности;
  4. сокращает время на организацию подвижных игр и эстафет;
  5. помогает ориентироваться учащимся;
  6. облегчает деятельность учителя;
  7. повышает моторную плотность уроков.
Гипотеза
Считаю, что, применяя дополнительную разметку спортивного зала можно больше времени уделять на каждом уроке заданиям и играм на внимание, т.е. можно добиться того, что:
  1. за счет использования дополнительной разметки спортивного зала сократится время на перестроения и организацию подвижных игр;
  2. увеличится двигательная активность учащихся на уроках;
  3. возрастет уровень внимания учащихся за счет целенаправленной работы над развитием этого качества.
Целью моего опыта является создание системы работы по рациональному использованию времени урока за счет дополнительной разметки спортивного зала и развитие внимания учащихся на уроках физической культуры.
Теоретическое обоснование
Развитие учеников осуществляется по пути совершенствования личности, обучения учеников самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей учеников. Саморазвитие ученика направленно на формирование активного «Я», обучение его умениям саморазвиваться и после окончания школы на протяжении всей жизни.
Усвоение знаний и овладение умениями намного зависят от внимания ребенка. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. [3]
Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направленно на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышление, на двигательную активность. Принято считать, что существует три типа внимания: непроизвольное, произвольное и после произвольное. Выделяют также свойства или параметры внимания, к ним относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.[3]
Развивать внимание учащихся на уроках физической культуры целесообразно с помощью игровой деятельности, поскольку игра способствует развитию не только всех физических качеств, но и психических, и, в частности, внимания, так как подвижные и спортивные игры параллельно с физическим развитием решают задачи и познавательного характера, осуществляют межпредметные связи. Концентрация внимания учащихся во время подвижных и спортивных игр также способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы.
Описание опыта
Итак, цель моего опыта: создание системы работы по рациональному использованию времени урока за счет дополнительной разметки спортивного зала и развитие внимания учащихся на уроках физической культуры.
Исходя из вышесказанного, основными задачами ставлю:
  1. разработать дополнительную разметку спортивного зала.
  2. разработать задания и игры на развитие внимания с использованием дополнительной разметки.
  3. создать учащимся на уроках условия для развития внимания.
Иначе говоря, создать свой проект будущего учебного процесса, который заключается в создании системы работы, включающей работу на развитие внимания учащихся с использованием дополнительной разметки спортивного зала.
1. Проектирование.
При разработке тематического планирования в каждый раздел плана я добавил различную работу на внимание...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1311

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340