Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие по истории Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается - Классное руководство - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Классное руководство

Внеклассное мероприятие по истории Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается


Автор(ы): Бровкина Татьяна Николаевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
  • Развивающие:
    • формирование у учащихся осознания исторического прошлого,
    • актуализировать знания по теме «Блокада Ленинграда», полученные учащимися на уроках истории, расширить и углубить их;
    • сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;
  • Обучающие:
    • обучение специфики работы с историческими источниками, воспоминаниями, документальными материалами, относящимися к изучаемому периоду.
  • Воспитательные:
    • воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
    • воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
    • фиксирование ситуации успеха каждого ребенка в том или ином виде деятельности, стимулирование его к дальнейшему развитию
Группа учеников выступает на фоне презентации (см. Приложение 1, управление программным средством – Приложение 2)
1 слайд
Звучит муз. фрагмент: Детский хор Ленинградского радио В.Баснер – М. Матусовский
2 слайд
Чтец:
Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.(Ю.П.Воронов)
3 слайд
1-й ведущий. Ленинград – колыбель трёх революций, важный промышленный, научный и культурный центр Советского Союза. Город, с богатейшей историей, основанный Петром I в 1721 году, северная столица Российской империи, с началом первой мировой войны, в 1914 году, переименованный в Петроград, а в 1924 году, получивший новое имя – Ленинград.
4 слайд
Звучит отрывок из симфонии № 7 Шостаковича.
2-й ведущий. По плану Барбаросса (левая клавиша мыши, далее ЛКМ), разработанному Гитлером предусматривалось сосредоточение у границ СССР трёх основных войсковых группировок. Армии «Центр» (ЛКМ) предстояло взять Москву. Группа армий «Север» должна была выйти к Ленинграду (ЛКМ). Армия «Юг» разгромить советские войска на Украине. За три месяца германские войска должны были выйти на рубеж Архангельск – Астрахань (ЛКМ).
5 слайд
1-й ведущий. История знает немало примеров героической обороны городов, но легенды седой старины бледнеют перед несравненной эпопеей стойкости и патриотизма, какой была 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда.
6 слайд
2-й ведущий. В начале июля 1941 г., имея превосходство в силах, противник вторгся в пределы Ленинградской области. Сотни тысяч ленинградцев вышли на строительство оборонительных рубежей. Горожане создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиною 626 км, построили 1500 дзотов, 35 км баррикад. До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли около 96 предприятий. Население расставалось с городом неохотно, люди не допускали мысли, что немцы могут подойти к самому Ленинграду.
1-й ведущий. Преодолевая упорное сопротивление, враг медленно продвигался к городу. «Город должен быть стерт с лица земли!» – объявил фюрер. 6 сентября начались воздушные налеты на Ленинград (ЛКМ). Через два дня – 8 сентября – на город было сброшено более 600 000 зажигательных бомб. Вместе с бомбами нацисты бросали листовки: «Сегодня мы бомбим, завтра вы хороните»… К 8 сентября немцы захватили Петропавловскую крепость, и тем самым перерезали все сухопутные магистрали, связывавшие Ленинград со страной. Оставался только один путь – через Ладожское озеро. В городе осталось 2 млн. 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе 400 тысяч детей (ЛКМ).
7 слайд
2-й ведущий. У стен города шло кровопролитное сражение. 25 сентября продвижение врага было остановлено. Не сумев взять Северную столицу с ходу, немцы решили применить другой план. Гитлер сказал: "Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет».
1-й ведущий. Началась блокада Ленинграда (ЛКМ). Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивлению населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
2-й ведущий. Трудности жители почувствовали уже в октябре (ЛКМ). Немецкая авиация разбомбила Бадаевские продовольственные склады. Доставка продовольствия резко сократилась, продукты выдавались по карточкам. В ноябре погас свет, электростанции были в руках врага, отопление не работало (ЛКМ), морозы стояли лютые. Постепенно перестала поступать вода.
8 слайд
1-й ведущий. Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
  • Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов – 300 граммов
  • Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
9 слайд.
Просмотр видеофрагмента
10 слайд
2-й ведущий. В ноябре 1941 г. голод унёс 11 тысяч человек, в декабре – почти 53 тысячи, а с января по март 1942 г. умерло 289155 тысяч человек. Январь и начало февраля 1942 г. стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Были дни, когда умирало 6?7 тысяч человек. Примеси в выдаваемом хлебе составили уже 60%, а выработка электроэнергии сократилась до 4% от довоенного уровня. В январе термометр показывал минус 30 и ниже. Питьевая вода стала большим дефицитом, а её транспортировка в квартиры и учреждения – настоящим подвигом.
11 слайд
1-й ведущий. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам», «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал фюрер
Чтец:
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь над вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда
12 слайд
2-й ведущий. Писатель Лидия Гинзбург вспоминала: «В пору большого голода вопрос был прост: съедает ли человек свои 125 грамм сразу или в 2 или 3 приёма. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Выжившие жители города, вспоминали:
Чтец: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.
13 слайд
Чтец: Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.
Чтец: Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать.
Чтец:
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься и бредёшь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнёшь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава,
Лёгкий, лёгкий, озарённый путь…
Тот, кто мог тогда перешагнуть
Через гроб, – на жизнь имеет право (О.Берггольц)
14 слайд
Чтец: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г. (ЛКМ)
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года в Шатковском районе Горьковской области от прогрессирующей дистрофии. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
1-й ведущий. После 900 дней блокады в Ленинграде осталось около 560 тысяч жителей.
15 слайд
2-й ведущий. Снабжение города, несмотря на обстрелы, удалось наладить по Дороге жизни – через Ладожское озеро. За 5 месяцев существования этой трассы по ней перевезено 361109 тонн грузов. Из Ленинграда было эвакуировано свыше полумиллиона человек. Называли эту дорогу также и «дорогой смерти», так как много машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи.
Чтец:
Сквозь бури-шторма, через все преграды (ЛКМ)
Ты, песнь о Ладоге, лети.
Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,
Другой дороги не найти.
Ох, Ладога, родная Ладога.
Метели, штормы, грозные снега
Недаром Ладога родная
Дорогой Жизни названа.
Зимой машины мчались вереницей,
А лёд на Ладоге трещал –
Возили хлеб для Северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.
И знаем мы – кровавая блокада
Исчезнет скоро, словно тень.
Растут и крепнут силы Ленинграда,
растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов)
16 слайд
1-й ведущий. Для сотен тысяч ленинградцев хлебная добавка была спасением, но не для всех. Заболевание дистрофией принимало массовый характер. Но и на гране смерти люди оставались людьми. К сентябрю 1942г. промышленность возобновила выпуск почти всех образцов военной техники (ЛКМ), которые поставляла в первые месяцы войны. На Ижорском тракторном заводе наладили выпуск танков Т-34, так необходимых фронту.
17 слайд
Чтец:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.
Есть передышка – мы передохнём,
Нет передышки снова будем драться
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём,
За милый мир, за всё, что будет в нём,
За город наш испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!
2-й ведущий. Немало крупных ученых-медиков и физиологов оставались в Ленинграде по своей воле, хотя им предлагали эвакуироваться.
18 слайд.
Просмотр видеофрагмента.
19 слайд
Чтец: Владимир Георгиевич Гаршин, тратя последние силы, получил бесценные данные, необходимые для определения тактики борьбы с дистрофией и ее последствиями. Физиолог с мировым именем, академик А.А.Ухтомский до самой смерти (летом 1942-го) продолжал научную работу.
1-й ведущий. Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года.
20 слайд
Просмотр видеофрагмента.
21 слайд
Чтец: Несмотря на бомбежку и ави...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1476

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340