Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме Словарные слова
Автор(ы): Бибик Людмила Игоревна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных. Оборудование: учебник по русскому языку Л.М. Зелениной и Т. Е. Хохловой (2 класс, 2 часть), орфографический словарик школьника «Пиши без ошибок» О. Д. Ушаковой, картинный словарь, таблицы со словарными словами, видеофильм ВВС «Царство русского медведя», карточки с текстом, карточки-помощники для работы со словарями (с указанием номеров страниц), карточки с индивидуальными заданиями, стихотворение «Словарь» Я. Козловского. Ход урока Организационный момент. – Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, орфографический словарик, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Начинаем урок. Актуализация знаний. – Ответьте на вопросы, которые вам задаст ученик нашего класса. Сначала назовите слово целиком, а затем проговорите его по слогам. (Ученик выходит к доске и начинает словарную разминку.) – Столица России. (Москва.) – Домашнее животное, друг человека. (Собака.) – Тарелка, чашка, блюдце одним словом. (Посуда.) – Ребёнок женского пола. (Девочка.) – Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.) – Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.) – Сильный холод. (Мороз.) – Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.) – Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.) – Страна, в которой мы живём. (Россия.) – Чем похожи все слова ответы? (Это всё словарные слова.) – Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.) – Тема урока – словарные слова. – Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.) – А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит.) – Расскажите алфавит по цепочке. – Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса. (Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?) Чистописание. – Сегодня как всегда мы повторяем написание одной из букв русского языка. – Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске. Ястреб, пятнистый, ребята. (Во всех словах встретилась буква я.) – Проговорите задание по чистописанию. Выполните его. (Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.) – Расскажите про букву я. (Буква я - йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.) – Напишите слова с буквой я. – Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный? (Парные звуки можно проверить С помощью звуков других. Если вы рядом поставите гласный – Чётко услышите их.) – Какая орфограмма во втором слове? Как проверить безударную гласную? (Безударный гласный – Стоп! Писать опасно. Чтоб развеять все сомненья Гласный ставь под ударенье.) – Что вы можете сказать про слово «ребята»? (Это слово словарное. Его написание надо запомнить.) Объяснение нового материала. – Сегодня на уроке я познакомлю вас с новыми словарными словами, а ваша задача запомнить их правильное написание. Первое словарное слово начинается с буквы, которую вы писали на минутке чистописания. Послушайте загадку: Если б не было его, не сказал бы ничего. – Что это? (Это язык.) – Как же правильно пишется это слово? (Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.) – В какой словарь будете смотреть сначала? (В словарь в конце учебника.) – Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его. – Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. (Безударная гласная я, её надо запомнить. Парный согласный к, проверочное слово «языки».) – Подумайте, какое значение имеет слово «язык»? (Язык – орган вкуса в полости рта. Язык – металлический стержень у колокола. Язык пламени. Русский язык, иностранный язык, как средство общения людей. Язык – пленный, которого привели из разведки солдаты.) – Что же это за слово? (Это многозначное слово.) – Какие слова в русском языке называются многозначными? (Слова, у которых несколько разных значений.) – Прочитайте слова, записанные на доске. Объясните пропущенные орфограммы. языки пламя сухие др…ва л…зали к…стёр в (Дрова – безударная гласная о, проверочное слово «много дров». Лизали – безударная гласная и. проверочное слово «лижет». Костёр – безударная гласная, проверочное слово подобрать нельзя, надо искать слово в словаре. В словаре учебника этого слова нет, надо посмотреть в орфографическом словарике школьника. Слово «костёр» пишется с безударной гласной о.) – Составьте предложение с новым словарным словом, используя и те слова, которые записаны на доске. (Языки пламени лизали в костре сухие дрова.) – Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте известные части речи. Физкультминутка. Продолжение объяснения нового материала. – Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Объясните их значение. Когда так говорят? Держать язык за зубами, язык проглотишь, как корова языком слизала. (Молчать, не болтать, не говорить лишнего. Очень вкусно. Что-то быстро и бесследно исчезло.) – Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.) – Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.) – Запишите фразеологизм, в котором есть словарное слово, изученное ранее. – С каким словарным словом вы выписали фразеологизм? (Со словом «корова».) – Какие ещё словарные слова – названия животных вам знакомы? (Слова «ворона», «воробей», «сорока», «петух», «собака», «заяц».) – Напишите в тетради названия детёнышей этих животных. При необходимости пользуйтесь словарями. – Какие слова вы написали? (Воронёнок, воробьёнок, цыплёнок, телёнок, щенок, зайчонок.) – Какое слово не нашли? (Нет слова «сорочонок».) – Верно. Такого слова нет. Его употребляют только писатели в литературных произведениях. – Сверьте правильность написания слов с их написанием на доске. –...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 4924
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|