Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Ключевые слова в тексте
Автор(ы): Рачителева Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте;
- Формировать у школьников коммуникативные и общеучебные навыки и умения самостоятельно работать с текстом; учить глубоко проникать в содержание текста и осознавать суть раскрываемых понятий, связей, отношений, работая с ключевыми словами;
- На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, учить передавать содержание в жанре сочинения-миниатюры.
Оборудование: - Словари (“Толковый словарь”, “Словарь синонимов”);
- Тексты
Ход урока Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков) I. Знакомство с необходимыми понятиями. Слово учителя. - Обратите внимание на тему. Какое слово в формулировке темы будет основным? (Ключевые). - Как оно образовано? Какое оно? (Многозначное? Имеет омонимы?). - Произведите словообразовательный разбор слова ключевой (суффиксальный, производящая основа – ключ). - Растолкуйте лексическое значение слова ключ (Обратитесь к “Толковому словарю русского языка”). - Подберите и запишите в тетрадь синонимы к различным значением этого слова. - В каком значении употребляется слово ключевой в названии темы? - Подтвердите свои догадки материалом о слове ключ из “Словаря синонимов”. - Обратитесь к эпиграфу. Прочитайте его. Осмыслите его суть. Что вы знаете о человеке, которому принадлежит это высказывание? Слово учителя: Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860) – сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора знаменитой сказки “Аленький цветочек”. К.С.Аксаков был очень талантливым человеком – поэтом, литературным критиком, изучал философию. Его перу принадлежат такие строки о Москве: Ты знаменита – кто поспорит?! Ты древней славою полна, Твое святое имя вторит Вся необъятная страна. К.С.Аксаков очень внимательно относился к слову. Что сказал Аксаков о слове? Прочитайте эпиграф. Найдите ключевые слова в эпиграфе. Растолкуйте значение эпиграфа. Приведите доказательства в пользу своего тезиса. II. Работа с текстами. - Перед вами названия известных произведений классической музыки и фрагменты вступительного слова ведущего концерт. Ваша задача: сопоставить материалы и определить, о какой пьесе говорится в каждом из текстов? - П.Чайковский “Вальс снежных “хлопьев”.
- К.Дебюсси “Сады под дождем”.
- С.Прокофьев “Фея осени”.
Это конечное задание. Вначале – работа по группам. I группа: 1.) замерзшие; 2.) найти в текстах слова, создающие “звуковой фон”. II группа: 1.) темнеющую, сорванные; 2.) найти изобразительно-выразительные средства, определить роль. III группа: 1.) В одно мгновенье воздух превратился в белую водяную пыль, и все загудело, застонало, потревоженное налетевшим внезапно вихрем(синтаксический разбор). 2.) найти союзы, определить их значение и роль в текстах...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2801
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|