Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема Строение эукариотической клетки
Автор(ы): Мухина Ирина Дмитриевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Обучающие: - расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
- сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях,
- выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
- показать различия в строение растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие: - продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
Воспитывающие: - формировать познавательный интерес к предмету,
- развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Оборудование: - таблицы “Строение животной клетки”, “Строение животной и растительной клетки”;
- раздаточный материал к уроку: рисунки “Строения митохондрии и хлоропласта”, табл. “Механизм поступления веществ, в клетку”, карточки для проверки усвоения задания, таблица “Строение и функции органоидов клетки”;
- компьютер, мультимедийный проектор;
- оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты кожицы лука, эвглены зеленой.
Ход урока I. Организационный момент II. Изучение нового материала План: 1. Основные части клетки 2. Органоиды клеток их строение и функции 3. Отличительные особенности растительной клетки III. Закрепление знаний. IV. Инструктаж по домашнему заданию V. Подведение итогов урока. 1. Изучение нового материала Актуализация всей совокупности знаний о клетки у учащихся. Задание: Вспомните и нарисуйте по памяти схему: - 1 вариант: строения животной клетки
- 2 вариант: растительной клетки
и подпишите известные вам части клетки. Выполняется совместно в парах. Время работы 2 минуты. Вопросы: - Клетки, каких организмов вы вспомнили? - Какие части клеток в них вы указали? Лабораторная работа. Задание: 1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и эвглены зеленой. 2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их. 3. Посмотрите на <Рисунок 1>, здесь представлены разные клетки. В чем их сходство и чем они отличаются? Учащиеся делают предположения: - По различиям: форме, размерам, функциям. - По сходству: имеют сходное внутреннее строение клетки 4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток <Рисунок 3>. Беседа: - Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток <Рисунок 4>? - Как вы думаете, какие функции выполняют главные части клетки? Называем значение главных частей клетки. Что называется органоидом? Где они располагаются? Какие вы помните органоиды клетки? 1.1. Изучение основных органоидов клетки и их функций. Анализируем полученные результаты и совместно формулируем цели урока <Рисунок 2>. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках. 1.1.1. Наружная плазматическая мембрана Слайд “Особенности строения плазматической мембраны” <Рисунок 5> Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана? Функции мембраны: - Ограничение внутренней среды клетки;
- Сохранение формы клетки;
- Защита;
- Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Далее учитель объясняет строение плазматической мембраны по рисунку 5. Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков. - Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах. Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках. В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс. Функции мембраны: - Ограничение внутренней среды клетки;
- Сохранение формы клетки;
- Защита;
- Обеспечение поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить? (Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке). Учащиеся вклеивают в тетрадь карточку о способах поступления веществ в клетку <Рисунок 6>. Задание: 1. Просмотрите видео о фагоцитозе <Приложение 1> и пиноцитозе <Приложение 2>. 2. Объясните происходящие события. 3. Выпишите их определения. 1.1.2. Цитоплазма, ее состав и значение Состав приведён на <Рисунке 7>. Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие. Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме. Задание: 1. Найдите в тексте на странице 143-144 определение, что называется органоидом. 2. Выпишите определение в тетрадь. 3. Скажите, с чем сопоставимы органоиды в многоклеточном организме? 1.2. Изучение строения и функций органоидов клетки. Знакомимся с органоидами клеток по рисункам “Строение животной клетки” <Рисунок 9>, “Строение растительной клетки” <Рисунок 10>. Учитель произносит и показывает местоположение органоидов клетки, учащиеся запоминают их названия и изображения. Классификация органоидов клетки Рисунок 8 Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов Задание: Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме “Строение и функции органоидов клетки”. Я вам разрешаю написать шпаргалку, в которой вы очень лаконично должны описать строение и функции одномембранных и немембранных органоидов. Время работы 15 минут. Учащимся работают с учебником и заполняют макет таблицы, которые вклеивают в тетрадь. Органоиды клетки и их функции. Табл.1 Органоиды клетки | Строение органоидов | Функции | Дополнительные сведения | Одномембранные органоиды | ЭПС а) гранулярная б) гладкая | | | | Комплекс Гольджи | | | | Лизосомы | | | | Вакуоли | | | | Немембранные органоиды | Рибосомы | | | | Клеточный центр | | | | Микротрубочки | | | | Цитоскелет | | | | Жгутики и реснички | | | | Двумембранные органоиды | Митохондрии | | | | Пластиды а) хромопласты б) лейкопласты в) хлоропласты | | | | Первичное закрепление знаний по заполненной таблице. Работа с рисунками. Просматривается по списку каждый органоид из рисунков “Строение животной клетки” и “Строение растительной клетки” (<Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>, <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок 16>, <Рисунок 17>). Учащиеся рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа “Дополнительная информация” таблицы. Изучение строения митохондрий и пластид. Рассказ учителя об особенностях строения и функциях митохондрии и пластид с продолжением заполнения таблицы (<Рисунок 18>). Митохондрии – важнейшие органоиды клетки. Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться. Строение митохондрии: Имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя – имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий. Функции митохондрий: - Участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты.
- Участвуют в процессе дыхания, синтезе молекул АТФ.
- Осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.
Пластиды- органоиды, присущие только растительным клеткам <Рисунок 19>. Вопрос : - Перечислите известные вам виды пластид? - Назовите их местонахождение в частях растений? Хлоропласты – это зеленые пластиды <Рисунок 20>. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, х...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 6512
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|