Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема Строение эукариотической клетки - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема Строение эукариотической клетки


Автор(ы): Мухина Ирина Дмитриевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
Обучающие:
  • расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
  • сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях,
  • выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
  • показать различия в строение растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие:
  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
Воспитывающие:
  • формировать познавательный интерес к предмету,
  • развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование:
  • таблицы “Строение животной клетки”, “Строение животной и растительной клетки”;
  • раздаточный материал к уроку: рисунки “Строения митохондрии и хлоропласта”, табл. “Механизм поступления веществ, в клетку”, карточки для проверки усвоения задания, таблица “Строение и функции органоидов клетки”;
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты кожицы лука, эвглены зеленой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План:
1. Основные части клетки
2. Органоиды клеток их строение и функции
3. Отличительные особенности растительной клетки
III. Закрепление знаний.
IV. Инструктаж по домашнему заданию
V. Подведение итогов урока.
1. Изучение нового материала
Актуализация всей совокупности знаний о клетки у учащихся.
Задание: Вспомните и нарисуйте по памяти схему:
  • 1 вариант: строения животной клетки
  • 2 вариант: растительной клетки
и подпишите известные вам части клетки.
Выполняется совместно в парах. Время работы 2 минуты.
Вопросы:
- Клетки, каких организмов вы вспомнили?
- Какие части клеток в них вы указали?
Лабораторная работа.
Задание:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и эвглены зеленой.
2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их.
3. Посмотрите на <Рисунок 1>, здесь представлены разные клетки. В чем их сходство и чем они отличаются?
Учащиеся делают предположения:
- По различиям: форме, размерам, функциям.
- По сходству: имеют сходное внутреннее строение клетки
4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток <Рисунок 3>.
Беседа:
- Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток <Рисунок 4>?
- Как вы думаете, какие функции выполняют главные части клетки?
Называем значение главных частей клетки.
Что называется органоидом? Где они располагаются? Какие вы помните органоиды клетки?
1.1. Изучение основных органоидов клетки и их функций.
Анализируем полученные результаты и совместно формулируем цели урока <Рисунок 2>.
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках.
1.1.1. Наружная плазматическая мембрана
Слайд “Особенности строения плазматической мембраны”
<Рисунок 5>
Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана?
Функции мембраны:
  • Ограничение внутренней среды клетки;
  • Сохранение формы клетки;
  • Защита;
  • Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Далее учитель объясняет строение плазматической мембраны по рисунку 5.
Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков.
- Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах.
Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках.
В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс.
Функции мембраны:
  • Ограничение внутренней среды клетки;
  • Сохранение формы клетки;
  • Защита;
  • Обеспечение поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?
(Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке).
Учащиеся вклеивают в тетрадь карточку о способах поступления веществ в клетку <Рисунок 6>.
Задание:
1. Просмотрите видео о фагоцитозе <Приложение 1> и пиноцитозе <Приложение 2>.
2. Объясните происходящие события.
3. Выпишите их определения.
1.1.2. Цитоплазма, ее состав и значение
Состав приведён на <Рисунке 7>.
Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие.
Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.
Задание:
1. Найдите в тексте на странице 143-144 определение, что называется органоидом.
2. Выпишите определение в тетрадь.
3. Скажите, с чем сопоставимы органоиды в многоклеточном организме?
1.2. Изучение строения и функций органоидов клетки.
Знакомимся с органоидами клеток по рисункам “Строение животной клетки” <Рисунок 9>, “Строение растительной клетки” <Рисунок 10>. Учитель произносит и показывает местоположение органоидов клетки, учащиеся запоминают их названия и изображения.
Классификация органоидов клетки Рисунок 8
Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов
Задание:
Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме “Строение и функции органоидов клетки”. Я вам разрешаю написать шпаргалку, в которой вы очень лаконично должны описать строение и функции одномембранных и немембранных органоидов. Время работы 15 минут.
Учащимся работают с учебником и заполняют макет таблицы, которые вклеивают в тетрадь.
Органоиды клетки и их функции. Табл.1
Органоиды клетки Строение органоидов Функции Дополнительные сведения
Одномембранные органоиды
ЭПС
а) гранулярная
б) гладкая
Комплекс Гольджи
Лизосомы
Вакуоли
Немембранные органоиды
Рибосомы
Клеточный центр
Микротрубочки
Цитоскелет
Жгутики и реснички
Двумембранные органоиды
Митохондрии
Пластиды
а) хромопласты
б) лейкопласты
в) хлоропласты
Первичное закрепление знаний по заполненной таблице.
Работа с рисунками.
Просматривается по списку каждый органоид из рисунков “Строение животной клетки” и “Строение растительной клетки” (<Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>, <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок 16>, <Рисунок 17>).
Учащиеся рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа “Дополнительная информация” таблицы.
Изучение строения митохондрий и пластид.
Рассказ учителя об особенностях строения и функциях митохондрии и пластид с продолжением заполнения таблицы (<Рисунок 18>).
Митохондрии – важнейшие органоиды клетки.
Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться.
Строение митохондрии: Имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя – имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.
Функции митохондрий:
  • Участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты.
  • Участвуют в процессе дыхания, синтезе молекул АТФ.
  • Осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.
Пластиды- органоиды, присущие только растительным клеткам <Рисунок 19>.
Вопрос :
- Перечислите известные вам виды пластид?
- Назовите их местонахождение в частях растений?
Хлоропласты – это зеленые пластиды <Рисунок 20>. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, х...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 6512

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340