Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода В салоне Шерер - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода В салоне Шерер


Автор(ы): Бондаренко Галина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
I.
1.Определить идейно-художественное значение этих глав.
2.Выявить принципы изображения Толстым светского общества.
3.Показать неоднородность общества в салоне Шерер.
II. Развитие речевой деятельности:
1.Определить авторское отношение к салону Шерер.
2. Какие художественные средства помогают понять авторскую позицию.
III.Формирование интереса к произведению, к судьбам героев.
Оформление
Эпиграф к уроку: “А вот наше, так называемое, “высшее общество” граф лихо прохватил…” (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Лексическая работа
(слова написаны на доске)
Салон – великосветская гостиная.
Виконт – дворянский титул во Франции и Англии, средний между бароном и графом.
Аббат – католический священник, настоятель католического монастыря.
Узурпатор (книж.) – лицо, незаконно захватившее, узурпировавшее власть, какие-либо права.
Иллюстрации
“В салоне Шерер” худ. Шмаринова, рисунки Башилова, Рудакова, Николаева.
План (на доске)
  1. Что представляет собой А.П.Шерер и ее гости? (Их взаимоотношения, личные интересы, взгляды на политику, манера поведения). Отношение к ним Толстого.
  2. Свои ли люди Андрей и Пьер в великосветской гостиной? Какие художественные средства раскрывают духовную близость А.Болконского и П.Безухова?
  3. Отношение собравшихся к личности Наполеона.
  4. Роль французского и русского языков как средства характеристики героев.

Вступительное слово учителя

“Война и мир” – одна из вершин русской литературы. Словно сама жизнь дышит на страницах романа. Честолюбивые планы Наполеона, тайные масонские ложи, первый бал Наташи Ростовой и первый бой ее брата Николая, дурманящая страсть и чистая, нежная любовь, гусарские пирушки и глубокие раздумья о смысле бытия – все это сливается в яркую, незабываемую картину, поражает своей красотой и мощью.
Роман открывается сценой в салоне придворной фрейлины Анны Павловны Шерер.
(Учитель читает по-французски первое предложение)
Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Именно в июле 1805г. происходит разрыв дипломатических отношений с Францией: завязывается основа сюжета – конфликт с Наполеоном. Эпизод в салоне позволяет увидеть неоднородность общества, узнать родственные и дружеские связи героев.
Наша задача – выявить симпатии и антипатии Толстого, его отношение к светскому обществу.

Беседа с классом

  1. Кто такая А.П.Шерер?
  2. Как она встречает кн. Василия?
  3. Какова истинная цель визита князя? (Узнать о возможном назначении сына на выгодную должность)
  4. О чем говорят Анна Павловна и кн. Василий?
  5. Цель Ипполита? (Ухаживать за Лизой Болконской)
  6. Цель Лизы? (Узнать у Анны Павловны о продвижении мужа в его придворной карьере)
  7. Цель хозяйки салона? (Интриги, демонстрация своей близости ко двору)
  8. Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям? Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике (Чтобы возвыситься в придворном мире, надо обогнать других. Цвет петербургского общества представляет собой какой-то плацдарм военных действий и интриг. Гости Анны Павловны, как и она сама, люди войны).
  9. Писатель постоянно подчеркивает разницу между тем, что говорят и как говорят герои. Приведите примеры.
  10. Толстой показывает героев в такие моменты, когда само собой проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Писатель как бы срывает со своего героя внешнюю маску. Обратим внимание на детали! Покажите внутреннюю фальшь в поведении Анны Павловны, кн.Василия. (А.П. собирает вечер, хотя говорит, что вечера и фейерверки ей надоели. Отрицательное отношение Толстого к этим героям проявляется в оценочных эпитетах и сравнениях: “плоское” лицо кн. Василия, он говорит”как актер роль старой пьесы”, “как заведенные часы”).
  11. Иронически звучит метафорическое сравнение салона с прядильной мастерской. Найдите его и прочитайте. (гл. 2 “Как хозяин прядильной мастерской…”). Для чего такое сравнение? (Чтобы подчеркнуть равномерность и непрерывность разговора гостей, Толстой выбрал сравнение резко отрицательное, оценочное).
  12. Найдите во 2 гл. факты, говорящие о неестественности и фальши этого общества. (Маленькая княгиня жалуется на мужа просто так; приветствуют никому не нужную тетушку).
  13. Здесь не принято искренне говорит о том, что интересно. Среди гостей Шерер Толстой выделяет двух – Пьера и Андрея. Свои ли они в этой гостиной, если судить только по портрету и манере поведения героев? (Пьер – умный, робкий, внимательный, естественный, следовательно, чужой.) Как показывает Толстой его чужеродность? (Большой, массивный, неуклюжий, искренний, “медведь” (к. 3 гл.)). А каким показан кн. Андрей? (Он позволяет себе, “прищурясь”, т.е. свысока оглядеть собравшихся. Кн. Андрей здесь свой. Они для него – чужие).
  14. Запись в тетрадь “Каковы особенности портрета у Толстого?”
    • Первое знакомство с героем дается через его внешность.
    • Глубокое психологическое наполнение портрета.
    • Выражение через портрет смены чувств и настроений.
    • Выделение 1-2 постоянных признаков у персонажа.
Какие постоянные признаки выделяет Толстой в своих героях?
(“Плоское лицо” кн. Василия; “восторженная улыбка Шерер”; “хорошенькая, с черневшими усиками” губка маленькой княгини; “умный и робкий” взгляд Пьера; “маленькие и сухие” руки кн. Андрея; “гримаса” Ипполита).
  1. Такими мы видим героев Толстого. А как их видят художники?
(Рассматривание иллюстраций на доске).
Учитель: в салоне Шерер идут политические споры. 1805г. был острым и поворотным временем, когда решались судьбы государств Европы. Международная обстановка в Европе была ознаменована наполеоновскими войнами. Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов (после Великой французской буржуазной революции 1789-1793гг.). Потом из освободительных они превратились в захватнические.
Роман начинается словами Шерер об итальянских городах Генуе и Луке, которые стали “поместьями семьи Бонапарта”, т.к. в июле 1805 г. Наполеон захватил их и отдал во владение своей сестре Элизе и ее мужу Баччиокки. Атмосфера войны и несправедливости врывается в роман с первой строки.
Произошли изменения в судьбе и характере самого Наполеона. В 1804г. (18 брюмера) – об этой дате вспоминают в салоне) он из генерала, командующего войсками, и консула стал императором Франции. “Бог дал мне корону, горе тому, кто ее тронет” – цитирует по-французски кн. Андрей речь Наполеона при коронации в Милане (гл. 4). После коронации Наполеон вынужден был пойти на жесткую борьбу со своими политическими противниками. Был казнен герцог Энгиенский, один из яростных сторонников восстановления законной власти Бурбонов. Убийство было вероломным, но вынужденным.
Здесь же на вечере об антинаполеоновском заговоре говорят как о милом светском анекдоте, который все находят очаровательным (гл. 3 “Виконт рассказал очень мило о том, ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж…”).
16. А что говорит об этом Пьер? (гл. 4 “ – Казнь герцога Энгиенского…была государственная необходимость…”, “Народ отдал ему власть только за тем, чтоб он избавил его от Бурбонов…”, “Наполеон велик”, “Революция была великое дело”).
Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера.
17. Какова реакция салона на эти слова? (Маленькая княгиня и Анна Павловна ужасаются. “ – Ah! Oh! – сказали разные голоса”.)
Характерно, ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 6477

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340