Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Использование информационных технологий на уроках русского языка. Урок в 5-м классе Повторение изученного по фонетике
Автор(ы): Доброхотова Алла Витальевна, директор, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы в России идет обновление системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Невозможно сегодня быть грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, предлагаемых современной педагогикой. И среди них на ведущее место становятся информационные (компьютерные) технологии. Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (Макарова Н.В. Информатика. – М.,1997). Для усовершенствования учебного процесса на основе информационных технологий в школы пришел компьютер. Информационные технологии обучения предусматривают отбор познавательных заданий, самостоятельных и творческих работ, проблемную организацию изучения материала, формирование и укрепление интереса учащихся к учебной работе, целенаправленную работу учителя в выборе средств обучения. На уроке учебные электронные средства могут быть использованы с разными задачами: мотивационными, информационными, контрольными и корректирующими. Само собой разумеется, что возможно и сочетание всех этих задач с различным их приоритетом. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации, а если при этом действует сам – до 80% информации. Необходимость применения электронных средств обучения в настоящее время несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т.п. Электронные учебные средства при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют трансформировать учебное пространство и время. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Примером использования электронных учебных средств на уроках русского языка может служить урок в 5 классе по теме “Повторение изученного по фонетике”. Цель урока: повторение изученного материала по теме “Фонетика”, закрепление изученных орфограмм, подготовка к диктанту с грамматическим заданием. Тип урока: обобщающий. Оборудование: - диск CD “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс”,
- карточки с дидактическим материалом,
- презентация Power Point,
- часы с секундной стрелкой.
Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания; чтение домашних творческих работ; тестирование, работа с дидактическим раздаточным материалом. Ход урока 1. Орг. момент. Организация класса. Объявление темы урока, цели. 2. Повторение сведений о фонетике, графике и орфографии. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике). На предыдущих уроках мы путешествовали по стране Фонетике. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Слайд № 2 – карта страны Фонетики. Скажите, с какими другими странами граничит Фонетика? (Графика, Орфография, Орфоэпия). Кто живет в каждой из этих стран? (В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, В Орфоэпии – правила произношения). О каждой из этих стран мы сегодня вспомним. Итак, жителями Фонетики являются звуки, а жителями Графики - буквы. Чем они отличаются друг от друга? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем). А по именам они отличаются? Задание 1. Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й. (Слайд № 3) Задание 2. Мы знаем, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Составьте как можно больше слов из букв: к, л, н, о, у, а. (Слайд № 4) Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Прочитайте слова. Какой главный город в Графике? (Алфавит) Для чего нужно знать алфавит? Вы писали домашние сочинения “Пропал алфавит”. Я прочитаю сейчас одно из них. (Чтение работы.). А может ли один звук поменять значение слова? Приведите примеры (кит- кот, дом- дым). Задание ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3298
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|