Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок географии курса 7-го класса. Тема: Внутренние воды Южной Америки
Автор(ы): Соловьева Наталья Владимировна, учитель географии, зам. директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе. Оборудование урока: Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки. Ход урока: 1. Организационный момент: Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования: - Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
- Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.
2. Изучение нового материала: Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда. Учащиеся: Это - Южная Америка На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка. Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам. Открывается слайд № 2 – Внутренние воды. Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока. ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их. Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами. Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты. - Что вы можете сказать о речной системе материка?
Учащиеся: На материке много рек. - А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
Учащиеся: Климат и рельеф. Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами. Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки. Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок «Реки Южной Америки». Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите: - К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?
Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Учитель: - Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей). Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде. Слайд № 5 – схема –опора. ( Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО) Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия. Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык. Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия. Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате. Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему? Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом. Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка. Учитель: - А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?
(Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное) Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки. Слайд № 9 – таблица «Крупнейшие реки». Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки. (Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах). Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы: - Самая длинная река Южной Америки?
- Самая короткая река Южной Америки?
- Самая маленькая по площади бассейна река?
(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя). Учитель: В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов. Слайд № 10 – таблица «Крупнейшие водопады». На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки. - Как называется самый высокий водопад?
Учащиеся: Водопад Анхель. - Как называется самый низкий водопад?
Учащиеся: Водопад Игуасу. Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты. А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта. Слайд № 11 – Амазонка. Это река Амазонка. Глоссарий – Амазонка. P.S.(Учитель обращает внимание учащихся на правильное написание названия реки на карточке, которую помещает на магнитную доску в глоссарий (заменили словарь на новое и красивое название «Глоссарий». Далее появление новых терминов и понятий в ходе урока будет сопровождаться кратким сообщением о глоссарии). Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки. Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья. Глоссарий – Укаяли. В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома. Глоссарий – барранко. Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду. Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды. И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке. Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке. Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту Слайд № 14 – дельфины и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Глоссарий – пираруку Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация) Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Слайд № 16 – пираруку ( фотоснимок в воде). Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Глоссарий – пираньи. Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация) Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок) Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь. Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок). Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы. Учащиеся: Это вид крокодилов. Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний). В этих же водах обитает самая большая змея в мире. Учащиеся: Это удав анаконда. Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше. Следующая наша остановка – река Ориноко. Слайд № 22 – река Ориноко. Глоссарий – Ориноко. Учитель: Найдите эту реку на картах. Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет. В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах). Глоссарий – Карони, Анхель Слайд № 23 – водопад Анхель. Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так был открыт знаменитый водопад. А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана. Слайд № 24 – река Парана. Глоссарий – Парана. В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Обращаемся к своим путеводителям, находим реку. Ориноко берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Из слайда видно, что река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу. Слайд № 25 – водопад Игуасу (1) Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах) В переводе с индейского Игуасу ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3434
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|