Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование лингвистического инструментария для интерпретации публицистического текста - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование лингвистического инструментария для интерпретации публицистического текста


Автор(ы): Приходько Виктория Олеговна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Я очень хочу верить,
Что мой эксперимент
Неграмотность уменьшит
Хотя бы на процент.
Э. Успенский
“Недоучить - неправильно, переучить – несовременно”. Это утверждено заставляет задуматься о системе подготовки к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку. Общеизвестно, что сочинение – наиболее сложная часть экзаменационной работы. Как научить выпускника за короткий отрезок времени, отведенный на экзамене, создать самостоятельное сочинение? Сочинение дает возможность проверить различные умения учащегося: понимать и интерпретировать содержание исходного текста; анализировать форму исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного; последовательно излагать собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Задача ученика выпускного класса, работающего с текстом, - понять смысл через анализ языка. Задача учителя – обеспечить учащегося необходимым лингвистическим инструментом анализа текста, помогающим интерпретировать содержание. “Инструментальный” подход к тексту включает визуализацию исходного текста (например, с помощью денотатного графа), материальные измерения (например, подсчет повторов в тексте), графические обозначения (подчеркивание предложений, содержащих ключевую информацию). Этот подход требует от читателя не пассивного наблюдения, а активной интерпретирующей позиции.
“Гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь”, - сказал А.С.Пушкин. Слова эти могут стать лучшим методическим указанием для тех, кто учит и учится читать текст. Гармония целого - это упорядоченность и согласованность его элементов. Умение видеть двуединство текста – неразрывность содержания и формы текста - основано на умении оценивать роль языковых единиц в композиции. В выработке алгоритма анализа исходного текста первостепенное значение отводится работе с повторами, способам выявления ключевой информации в тексте, определению средств выражения авторского отношения. Осмысленная интерпретация текста (комментарий к проблеме, выявление отношения пишущего) и аргументация собственного мнения возможны лишь при правильной “вычитке” (всестороннем изучении, анализе и оценке материала [Рахманин; с.211-212], чтении текста “насквозь” [Накорякова; с.51]) исходного текста.
В начале обучения написанию сочинения необходимо выпускников познакомить с критериями оценки части С, показать готовые работы учащихся прошлых лет, дать для изучения образцы публицистических текстов, созданных лучшими писателями, журналистами, литературоведами. Нужно напомнить учащимся, что текст публицистического стиля имеет цель - воздействовать на читателей. Язык публицистического текста отличается логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью, наличием слов, обозначающих различные понятия и явления общественной жизни, антонимов, слов с переносным значением, фразеологизмов, описательных оборотов. Практика показывает, что целесообразно организовать составление тезисного или цитатного плана адресованных молодым людям “Писем о добром и прекрасном” академика Д.С.Лихачева. Эти материалы станут опорными при подготовке аргументов по духовно-нравственным проблемам современности.
Следующий этап обучения – определение темы, проблематики текста, усвоение языковых моделей, помогающих сформулировать мысль. Только при такой постановке вопроса можно надеяться на то, что процесс подготовки к ЕГЭ сформирует лингвистическую (умение проводить элементарный анализ языковых явлений), языковую (практическое владение русским языком), коммуникативную (умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание) компетенцию.
По мысли разработчиков КИМов, учащиеся должны показать в письменной работе (сочинении) умение информационно перерабытывать предложенный текст. Что это значит? Пользуясь предложенным Т.М. Дридзе [Дридзе; с.91-93] проблемно-ориентированным алгоритмом анализа текста, школьникам можно рекомендовать следующий набор вопросов: О чём говорится в тексте? Над какими вопросами размышляет автор? К чему призывает он читателя? С помощью каких средств автор аргументирует свою позицию? Плохо подготовленный ученик вместо ответа начнет пересказывать исходный текст, приводить развернутые цитаты. В противном случае ответит одним словом, слишком кратко и неточно. Во создания письменного высказывания (часть С в ЕГЭ-11) эта тактика может привести к двум крайностям: переписывание данного в КИМах текста или составление текста недопустимо малого объема (менее 70 слов). Причина в том, что нынешние выпускники получали знания в “традиционной”, довольно размытой манере, а сдавать экзамен придется в тестовой – четкой и жесткой. Нельзя надеяться, что “сильный” ученик без специальной подготовки справится с поставленной задачей написания сочинения в точном соответствии с критериями оценки работы экспертом. Помня, что ЕГЭ по русскому языку проверяет подготовленность, обученность учащихся, опытный учитель постарается дать в руки ученика лингвистический инвентарь, который поможет создать полноценный самостоятельный текст.
Для ответа на вопрос: “О чём говорится в тексте?” необходимо определить тему текста (от греч. “то, что положено в основу чего-либо”). Тема - объективная основа текста, указывающая в самых общих чертах (или частично) на проблему. Так как заглавия у текста, предлагаемого на экзамене по русскому языку в 11 классе, нет, то для определения темы (или тем) надо выявить языковые единицы, выступающие в роли ключевых слов, ядер семантических полей, в качестве идейно-эмоциональных и композиционных центров микро- и макротекстов. Это повторы - содержательные доминанты текста, регулярно воспроизводимые в тексте. Лингвист И.В. Арнольд выделяет различные виды повторов: корневые, лексические, синонимические, семантические, антонимические, местоименные, гипо- и гиперонимические, описательные наименования. В слабом классе достаточно взять в качестве объекта наблюдения лишь лексические повторы. Составив список повторов конкретного текста, учащийся может выделить текстообразующие (они повторяются много раз на протяжении всего текста) и стилистические (повторяются реже, транслируют микротему). Далее - работа над языковым оформлением полученной информации о тексте: “В прочитанном мною тексте автор размышляет о…”.
Информативность – важнейшая характеристика текста книжного стиля. Ключевая информация уникальна, ради нее создается текст. Р.Гальперин [Гальперин; с. 27-28] вводит термин “содержательно-концептуальная информация текста” (СКИ) и поясняет, что она раскрывает авторское понимание фактов, событий, описываемых в тексте. Именно СКИ необходимо выявить дл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2020

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340