Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Проектная работа 6-го класса по теме: Физико-географическое описание долины реки Чагинка у с. Ромашково, с применением математики и информатики
Автор(ы): Денисюк Алла Валерьевна, учитель математики и ИКТ; Карагашкин Виталий Сергеевич, учитель географии и ОБЖ
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Цель работы На основе теоретических обобщений, полных исследований, провести физико-географический анализ долины реки Чагинки. Применить знания по математике и информатики для математических расчетов, необходимых для построения профиля реки и создания диаграмм в программе Microsoft Excel. 2. Поставленные задачи: Определить теоретические основы физико-географической характеристики Раменского района; Выявить закономерности распространения форм рельефа вдоль реки Чагинка; Провести замеры и построить профиль через речку. Взять пробы почв на точках; Провести замеры климатических показателей по профилю реки (температура, влажность, направление ветра, облачность). И построить графики и диаграммы; Провести замеры глубины и скорости течения реки Чагинка. И построить батеометрическую карту и карту глубин ; Провести наблюдения и собрать гербарий растительности в профиле через реку Чагинка; Провести комплексный физико-географический анализ по пунктам 1-6. Используя навыки работы с компьютером создать портфолио по полученным результатам исследования. 3. Актуальность работы Сегодня преподавая курс географии в 6 классах, учителя не могут достичь полного понимания и усваивания тем со стороны учеников. Одна из причин – это отсутствие наглядности в таких темах как: “Рельеф местности”, “Реки”, “Подземные воды”, “Почвы”, “Биосфера” - данная экскурсия поможет упростить восприятие ребенком новых тем в курсе географии 6 класса, а также покажет взаимосвязь математики и географии. 4. Границы исследования (территориальные, временные) Работы проводятся в 20 минутах ходьбы от станции Ромашково (Белорусское направление) на реке Чагинка. Зона с ярко выраженной поймой и речными террасами. Полевая практика проводится в один день. Для данной работы выбирается суббота (чтобы не нарушать учебный процесс) в первые выходные сентября. Все математические расчеты и построения на компьютере проходят уже в школе во время уроков математики и информатики. 5. Материалы Положенные в основу исследования: описание физико-географическое московской области Вагнер Б.Б.и др., атлас МО, учебные пособия по Московскому столичному региону,учебник “Математика- 6”, геометрия 7-9 класс, учебник “Информатика- 6 класс” Л.Босовой, таблицы Брадиса. 6. Методы исследования Полевые наблюдения и замеры, лабораторный анализ почв, статистические, картографические, аналитические. 7. Оборудование и материалы: - Измерительные рейки – 8 шт;
- Угломеры – 4 шт;
- Рулетка – 6 шт;
- Определитель растений – 2 шт;
- Походная лопатка – 2 шт;
- Веревка – 200 метров;
- Колышки – 35 шт;
- Термометры спиртовые – 5 шт;
- Гигрометр – 2 шт;
- Ветровые ленты – 1 шт;
- Компас – 1 шт;
- Секундомер – 3 шт;
- Таблица Брадиса.
- Фломастеры
- Карандаши
- Поплавки
- Блокноты
- Компьютер
- Программа Microsoft Excel
- Принтер
- Бумага А4
8. Подготовка учеников (практикум к выезду) Перед выездом ученикам читается подготовительный курс в течение трех уроков, где дается точное описание каждого этапа полевой практики: - Участок реки. Выбирается отрезок реки длиной в 15 метров, вдоль натягивается основная стропа (веревка) длиной 15 метров. Перпендикулярно через речку на расстояние друг от друга в 1 м. протягиваются стропы, один конец привязывается к основной стропе, а другой конец привязывается к кольям, которые вбивают в грунт. На перпендикулярных стропах на расстоянии в 50 см друг от друга (начинают от основной стропы) привязывают бантики. (рисунок 1)
- Для проведения батеометрических работ необходимо взять линейку, длина которой должна быть больше максимальной глубины реки. При помощи линейки у каждого бантика замеряется глубина, и полученные данные записываются в полевой дневник.
- Для измерения скорости течения реки необходимо использовать поплавки (футляр от киндер-сюрприза). У каждого бантика находящегося над водной поверхностью поплавок опускается и в момент, когда он тронулся с места, включается секундомер до момента пересечения этим поплавком следующей стропы. Полученное время записывается в полевой дневник. Так необходимо делать по три раза у каждого бантика. После найти среднее время, необходимое для того, чтобы высчитать с какой скоростью двигался поплавок по формуле.
S=V*T - Построение профиля склонов (долины реки). На рисунке 2 показано как правильно можно построить профиль, не имея для этого специального оборудования. Необходимо иметь две линейки длинной не менее 1м., два угломера и рулетку.
- Измерение температуры, влажности, направление ветра, определение типов облаков и баллов облачности.
Для проведения данного наблюдения за погодой понадобятся 5 термометров на веревке, 2 гигрометра, 1 лента на рейке и компас для определения направления ветра. Замеры проводятся на пяти точках измерения одновременно с интервалом в 15 минут. Типы облаков определяются по специальной табличке. Облачность измеряется в баллах от 0 до 10, или в процентах от 0 до 100%. - Нанесение на профиль растительности
После измерения склонов реки и нанесения профиля на лист миллиметровки, также по ходу от реки к бровке долины реки наносится растительность. Необходимо выделить пойму, террасы, склоны террас (даже экспозиция склона повлияет на растительность) и бровку. Снизу вверх растительное сообщество наносится участками, отделяя, их друг от друга и подписываются все виды растений на данном отрезке под линией профиля. - Забор проб почв
Забор проб почв производится в почвенных разрезах по горизонтам. Для каждого горизонта используется отдельный пакет, куда кладется паспорт (писать простым карандашом): описание по плану от 1 до 10 (см. приложение 2). - Расчет угла поворота реки (Рисунок3). Для определения угла необходимо в получившемся прямоугольном треугольнике АВС измерить катеты ВС и АС и найти соотношение катетов ВС:АС. Затем получившийся результат найти в таблице Брадиса и записать угол поворота в таблицу расчетов, находящуюся в приложении.
- Распределение обязанностей между учениками и учителями
Каждая группа шестиклассников получает одно из заданий по определению физико-географических свойств реки, собирает необходимое оборудование. В группу назначается помощник из старшего класса. Учащиеся получают маршрут выезда, место и время сбора, расписание электричек, карту (рисунок 4). Учителя та...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1168
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|