Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование модульных технологий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование модульных технологий на уроках русского языка для развития ключевых компетенций учащихся


Автор(ы): Довгань Галина Викторовна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Няндомская специальная общеобразовательная школа закрытого типа- это государственное учебно -воспитательное учреждение для подростков с девиантным поведением. Под девиантным поведением понимают поступки, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. [2] Наше учреждение призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию подростков, а также создать условия для получения ими образования.
Возраст воспитанников, обучающихся в школе, от одиннадцати до шестнадцати лет. Во всех классах обучаются ребята разных возрастов. Больше половины из них оставались на повторный курс обучения. Учащиеся прибывают и выбывают в течение всего учебного года в зависимости от того, когда начинается и заканчивается срок пребывания в школе. За один учебный год контингент учащихся одного класса может измениться на пятьдесят процентов. Анализ движения учащихся в течение учебного года показал, что наибольшее количество прибывших приходится на второе полугодие , а в первом полугодии, находясь дома, мальчишки практически не учатся. Все эти особенности отрицательно влияют на качество усвоения учебного материала.
По результатам диагностических исследований выявлены следующие причины, отрицательно влияющие на обучение и воспитание подростков: низкий уровень учебной мотивации, интеллектуальная пассивность, неправильные навыки и способы учебной работы, неправильное отношение к учебному труду, неразвитые учебные и познавательные интересы, несоответствие развития учебно-познавательных процессов возрастной норме, неумение самостоятельно и рационально организовать свой учебный труд, низкий уровень самоконтроля в учебной деятельности, низкие общеучебные навыки, снижение волевой активности подростков, отсутствие установки на результат, неумение ставить цель и планировать ее достижение, проблемы в общении с одноклассниками.
При таком положении вещей трудно говорить о полноценном качестве обучения, следует сначала научить подростка учиться, создать на уроках условия для формирования ключевых компетенций учащихся.
Для решения поставленных задач большой интерес представляет технология модульного обучения.
Целью моей работы на уроках русского языка в первую очередь является развитие ключевых компетенций учащихся через применение модульных технологий.
Задачи:
  • развивать социальные компетентности учащихся: способность принимать решения, участвовать в принятии групповых решений;
  • развивать коммуникативные компетентности: владеть технологией устного и письменного общения, воспитание толерантности;
  • развивать когнитивные компетентности: способность учиться самостоятельно;
  • повышать мотивацию обучения.
Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. ( [1]
Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. [1] Ребята учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету.
Структура технологической карты модульного урока
Модуль- это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. Модуль включает в себя законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. [1]
Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель, каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ).
Название УЭ Цели (формулируются для учащихся) Содержание, формы, методы. Рекомендации (Как сделать?) Время Оценивание.
УЭ-0 Организаци-онный блок. Постановка целей урока (совместно с учащимися)Выбор формы организации работы (групповая, парная, индивидуальная)
Выбор варианта (технологической карты)
Анализ Памятки для учащихся Время пример-ное, учащиеся самостоятельно распределяют время для выполнения заданий. Проверка выполняет-ся сразу после окончания работы над каждым блоком.
УЭ-1. Входной блок. Контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы Тестовая проверка., таблицы, работа с терминами, со схемами, рисунками, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний домашнего задания. Пояснения к учебному материалу. Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.Указания по оцениванию заданий. Взаимопро-верка, проверка товарища-консультан-та, самопроверка по ключу.
УЭ 2-:n Учебные блоки; блоки обобщения. Количество блоков зависит от типа урока, темы и содержания. Работа с учебником, с текстом, частично-поисковая работа, сочинения по картинкам, составление таблиц и др.
УЭ-m. Подведение итогов урока, рефлексия. Самооценка работы учащимися.Дифференци-рованное домашнее задание. Ответы на вопросы:1.Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы их?
2.Оцените свою работу на уроке.
3.Какое задание вам больше понравилось?
Почему?
4.При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
5.Удовлетворены ли вы своей работой?
Домашнее задание по выбору учащихся
Оценка каждым учащимся общих и индивиду-альных задач и целей учебной деятель-ности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.
Работа по модулю.
Учитель вместе с учащимися анализирует тему урока, ставит цели и задачи. Учащиеся самостоятельно выбирают форму организации своей деятельности на уроке: работа в группе, в паре или самостоятельно. При организации парной или групповой работы выбирается консультант. Каждому учащемуся выдается Памятка для учащихся.
Памятка для учащихся
1.Помни, что работу на уроке необходимо начинать с осознанного восприятия цели.
2.Внимательно читай каждое задание. Выполняя задание, покажи все свои знания. Не спеши задавать вопросы учителю, думай:
3.У тебя есть право получить консультацию учителя, товарища или в учебнике. Используй это право!
4.Каждое задание подлежит проверке сразу после выполнения.
5.Прочитай внимательно, кто должен осуществить проверку:
  • Проверь себя по карточке, которая находится у учителя.
  • Проверку выполнит учитель после урока.
  • Проверку осуществляет помощник-консультант.
6.Если проверку осуществляешь ты, то помни о критериях выставления оценки:
  • все верно - 5
  • ответ верный, но неполный или 1-2 ошибки- 4
  • ответ верный наполовину или 3 ошибки- 3
  • ответ неверный или 4-5 ошибок 2
Следующий этап- самостоятельная работа по технологическим картам. В конце модульного урока проводится рефлексия учебной деятельности , учащиеся оценивают свою работу, определяются с домашним заданием.
По результатам анализа диагностических срезов, проводимых в конце учебного года в классах, где уроки строились с применением модульных технологий, можно сделать следующие выводы:
- повышается способность воспитанников работать в группе (распределять обязанности между членами группы, принимать групповые решения и т.д.);
- повышаются коммуникативные способности учащихся, подростки становятся более терпимы друг к другу;
-развиваются интеллектуальные умения, индивидуальные учебно-познавательные способности. познавательные интересы учащихся (способность к целеполаганию, планированию, самоконтролю, самооценке);
-повышается мотивация обучения воспитанников.
Список литературы:
  1. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Чошанов М.А.Технология модульного обучения в школе. Москва.1997 г.
  2. Словарь педагогических терминов.
Тема: Модульный обобщающий урок по теме Имя числительное (6 класс)
Цели:
Обучающие:
  • способствовать формированию знаний об имени числительном части речи
  • способствовать формированию умений применять изученные правила по теме Имя числительное при решении практических задач.
Развивающие: создать условия для развития
  • памяти, внимания, мышления;
  • для развития познавательных интересов (планирования, самоконтроля, самооценки);
  • для речевого развития.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в группах, толерантности.
Оборудование: технологические карты (два варианта), карточки для самопроверки, карточки-информаторы , инструкции к модульным урокам русского языка.
Технологическая карта к уроку
Тема: Обобщающий урок по теме Имя числительное
Дата: Ученик:
Вариант: Консультант:
При выполнении заданий модульного урока пользуйся прилагающейся инструкцией.
№ УЭ, цель Задания Рекомен-дации Вре-мя Оцен-ка
УЭ №0 Прочитайте тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой на урок?Что вы знаете о Книге Гиннесса?
Сегодня мы не только закрепим знания об имени числительном, но и узнаем интересные факты из Книги Гиннеса.
2 мин
УЭ №1.Цель: повториь теорети-ческий материал по теме Имя числительное Тестовая проверка по теме Имя числительное.1. Назовите верные утверждения:
1.Имена числительные обозначают число, количество и порядок предметов при счете.
2.Имена числительные делятся на количественные и качественные.
3.Все числительные изменяются по числам, падежам и родам.
4.Имена числительные могут быть разными членами предложения.
5.Числительные, состоящие из одного слова , называются простыми.
6.Числительные, состоящие из двух и более слов, называются сложными.
7.В середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 буква Ь не пишется.
8.В числительных 300, 400 в конце слова пишется А.
9.В числительном 200 в конце слова пишется Е.
10.В числительных от 50 до 80 и от 500 до 800 в именительном и винительном падежах Ь пишется в середине слова после первого корня.
11.Количественные числительные делятся на дробные, собирательные и на числительные, обозначающие целые числа.
12.Числительное ОДИН изменяется по падежам, числам и родам.
13.Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3-го склонения.
14.При склонении числительные 40, 90, 100 имеют три формы.
15.В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква И.
16.В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняется первая часть.
17.Слова ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА относятся к существительным.
18.При склонении дробных числительных склоняются все части.
19.В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
Проверьте себя по карт. №1 8 мин
УЭ №2Цель: уметь определять группу числительных по значению и по составу. Прочитайте материал из Википедии - свободной энциклопедии- о Книге рекордов Гиннесса. Запишите ответы на вопросы (числительные прописывайте словами):1.Когда и где впервые опубликована Книга рекордов Гиннесса?........................................................................
:::::::::::::::::::::..
2.В скольких странах и на скольких языках издается ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3560

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340