Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Использование музыки, изобразительного искусства, литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся
Автор(ы): Гулидина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Я работаю в школе уже немало лет и всё больше убеждаюсь в том, что в преподавании любого предмета необходимо стараться избегать двух крайностей: 1) стандартности, однообразия приёмов и методов; 2) постоянного стремления удивить, озадачить, так как и то и другое при частом использовании приводит к притуплению интереса, к потере ощущения новизны, значимости совершаемой работы. Поэтому так важно использование разнообразных педагогических технологий. Изучаемый материал нередко сам подсказывает выбор методического решения, требует индивидуального подхода, так как каждая тема неповторима и своеобразна. Нет и не может быть единого шаблона при изучении грамматики, лексического строя языка, фонетики и т. д. Ведь даже самую “рутинную” работу (закрепительные, тренировочные упражнения, работу над ошибками) можно сделать увлекательной и эффективной, используя задания и упражнения соревновательного характера, логические задачи, задания на внимание, память, смекалку… Особую роль на уроке, на мой взгляд, надо отводить работе с текстом. Текст должен быть содержательным, интересным в художественном отношении, при необходимости насыщенным орфограммами и пунктограммами. В процессе анализа текста учащиеся постигают его структуру, тему, идею, выделяют ключевые слова, отмечают стилистические особенности. Непременным условием анализа текста является грамматический разбор, поскольку этот вид работы заставляет вдумываться в слово, размышлять, сопоставлять, тренирует память, развивает речь. Работа с текстом очень эффективна и на уроках развития речи, и на уроках закрепления изученного материала, и на уроках объяснения нового. Так, при изучении темы “Имя прилагательное” в 6-м классе ребятам предлагается следующий текст: Вечереет. По аллеям парка пробегает ветерок. Он колышет травинки, заставляет вздрогнуть ветки берёз, шелестит листвой на дорожках. Сгущаются сумерки. Дымкой заволакивает небо. Гаснут лучи солнца. Деревья сливаются в одну массу. Надвигается ночь. В ходе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что перед ними описание, но в нём не хватает прилагательных. Их надо ввести в текст. Чтобы ученики успешно справились с поставленной задачей, учитель может использовать разнообразные формы и методы. Это может быть редактирование текста, конкурс на лучшую пейзажную зарисовку... Вариантов много, всё зависит от фантазии учителя и целесообразности задания. Мне представляется очень уместным использование музыки. Звучит отрывок из композиции П.И Чайковского “Времена года”. Звуки музыки создают незабываемую атмосферу, пробуждают чувства, заставляют работать воображение, развивают образное впечатление… В результате под музыку рождаются замечательные миниатюры. А так как у каждого учащегося своё видение, прочтение музыки, то работы ребят очень разные. Таким образом, самый обычный урок может стать запоминающимся, особенным, продуктивным, если подойти к нему творчески. Очень результативным, на мой взгляд, является использование музыки, изобразительного искусства и литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Проиллюстрируем это на примере урока объяснения нового материала. 7-й класс. Тема: “Причастие как часть речи”. На уроке используем вальс Г. Свиридова к к/ф “Метель”, репродукцию с картины И. Шишкина “Зима в лесу”, стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою”. Ещё один пример — взаимосвязь музыки, живописи и художественного слова на уроке развития речи. Урок №1. Причастие как часть речи. Цели урока: - ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия, формирование умения различать причастия и прилагательные;
- развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы,
- расширение представлений о богатстве русского языка;
- продолжение развития творческих способностей учащихся с помощью воздействия искусства на эмоции детей.
Ход урока. Итак, перед вами пейзаж. На картине запечатлён зимний лес. Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Покоем и тишиной веет от картины, спокойствием. Немного грустно. Во всём умиротворённость, которая наступает в предвечерний час). Мы будем описывать картину, и нам потребуются слова, обозначающие признаки, отвечающие на вопрос “какой?”. (Учащиеся внимательно всматриваются в пейзаж, подбирают необходимый материал и составляют таблицу). Запись ведется в две колонки. На доске запись оформляется учителем, который регулирует запись слов в нужную колонку в зависимости от принадлежности слова к части речи. Предметы описания | Какой? Какие? | Какой? Какие? | Сосны | Высокие, стройные, черные | Замёршие, поваленные, покрытые снегом | Небо | Розоватое, вечернее | Розовеющее | Снег | Глубокий, рыхлый | Лежащий, покрывающий всё. | Лес | Тихий, задумчивый | Притихший, заколдованный | Обращаю внимание учащихся на слова второй колонки. Прошу еще раз вдумчиво прочитать слова второго столбика, сравнить со словами первого столбика. В чем разница? Как правило, учащиеся делают это легко. Вводится понятие причастия. На следующем этапе урока учащиеся делают наблюдения, касающиеся морфологических признаков причастия. Для этих целей используем слова и словосочетания второй колонки таблицы. Закрепление материала. Читаю стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою зимою”, которое лексическими средствами изображает пейзаж И. Шишкина. Но сначала попрошу ребят, чтобы они сами назвали стихотворение о зимнем заколдованном лесе. Перед чтением прошу ребят быть внимательными, т. к. нужно услышать причастия, записать их в тетрадь. (заколдован, опутан, окован). После чтения стихотворения проверяем записи, делаем вывод о том, что причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Творческий этап. Задание: написать небольшой текст “Зима в лесу” (5-7 предложений), используя причастия. Дети пишут о зиме под тихие звуки музыки, вспоминая замечательные поэтические строки, вглядываясь ещё раз в картину. - Я слушаю и понимаю.
- Я вижу и запоминаю.
- Я делаю и постигаю.
Так на уроке дети постигают новое, открывают для себя красоту родной природы, неисчерпаемое богатство русского языка и русского искусства. Конспект урока по русскому языку. Тема: Осенний пейзаж. Цели урока: - подготовить учащихся написанию сочинения на заданную тему;
- учить наблюдательности, вниманию, умению отбирать словесный материал;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать в них чувство прекрасного.
План урока. Этому уроку предшествовал урок-экскурсия. Учащиеся были вовлечены ролевую игру. Они должны были - увидеть цветовую гамму осени (теплые и холодные тона);
- соотнести цвет с предметом и записать словосочетания (желтый лист, почерневшая кора., голубое небо…);
- услышать осенние звуки и записать сочетания слов (шум ветра, шорох листьев…);
- почувствовать осенние запахи;
- ощутить настроение.
В классе предварительно была составлена таблица, во время экскурсии учащиеся готовили рабочие материалы. Ход урока. Учитель. Ребята! Во время экскурсии вы старались быть очень внимательными, зоркими, чуткими, чтобы ничего не пропустить и открыть для себя много нового. Давайте подведём итоги. Работа с таблицей. (Таблица составляется на основе ученических наблюдений). Палитра осени | Осенние звуки | Осенние запахи | Настроение, ощущения | Красно-желтый лист Пронзительная синева неба Ярко-красные гроздья рябины….. | Шелест падающего листка Гул ветра Шорох листвы | Запах свежести, спелых яблок | Радостное, праздничное, но немного грустное | Когда работаем с графой “Цветовая палитра”, обращаем внимание на лексическое значение слова “палитра”. Учащиеся узнают, что все цвета принято делить на тёплые и холодные. Тёплые — это жёлтые, оранжевые, красные. Это краски осенних листьев, солнца, спелых яблок….Холодные — это синие, синие, голубые: краски неба, воды, сумерек….. Обращается внимание учащихся, что у каждого цвета есть много оттенков. Надо только научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа. Следующий этап урока. К наблюдениям учеников добавляется музыка. Учитель. Все — от цветка до туч и небосвода Колеблется, колеблемое звуком. Все-музыка: и радости, и мука, И мысль, и дух, и память, и природа. (Звучит музыкальная пьеса “Осень” Вивальди). Для каждого време...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1728
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|