Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование музыки, изобразительного искусства, литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Использование музыки, изобразительного искусства, литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся


Автор(ы): Гулидина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Я работаю в школе уже немало лет и всё больше убеждаюсь в том, что в преподавании любого предмета необходимо стараться избегать двух крайностей: 1) стандартности, однообразия приёмов и методов; 2) постоянного стремления удивить, озадачить, так как и то и другое при частом использовании приводит к притуплению интереса, к потере ощущения новизны, значимости совершаемой работы. Поэтому так важно использование разнообразных педагогических технологий. Изучаемый материал нередко сам подсказывает выбор методического решения, требует индивидуального подхода, так как каждая тема неповторима и своеобразна. Нет и не может быть единого шаблона при изучении грамматики, лексического строя языка, фонетики и т. д. Ведь даже самую “рутинную” работу (закрепительные, тренировочные упражнения, работу над ошибками) можно сделать увлекательной и эффективной, используя задания и упражнения соревновательного характера, логические задачи, задания на внимание, память, смекалку…
Особую роль на уроке, на мой взгляд, надо отводить работе с текстом. Текст должен быть содержательным, интересным в художественном отношении, при необходимости насыщенным орфограммами и пунктограммами. В процессе анализа текста учащиеся постигают его структуру, тему, идею, выделяют ключевые слова, отмечают стилистические особенности. Непременным условием анализа текста является грамматический разбор, поскольку этот вид работы заставляет вдумываться в слово, размышлять, сопоставлять, тренирует память, развивает речь.
Работа с текстом очень эффективна и на уроках развития речи, и на уроках закрепления изученного материала, и на уроках объяснения нового. Так, при изучении темы “Имя прилагательное” в 6-м классе ребятам предлагается следующий текст:
Вечереет. По аллеям парка пробегает ветерок. Он колышет травинки, заставляет вздрогнуть ветки берёз, шелестит листвой на дорожках. Сгущаются сумерки. Дымкой заволакивает небо. Гаснут лучи солнца. Деревья сливаются в одну массу. Надвигается ночь.
В ходе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что перед ними описание, но в нём не хватает прилагательных. Их надо ввести в текст. Чтобы ученики успешно справились с поставленной задачей, учитель может использовать разнообразные формы и методы. Это может быть редактирование текста, конкурс на лучшую пейзажную зарисовку... Вариантов много, всё зависит от фантазии учителя и целесообразности задания. Мне представляется очень уместным использование музыки.
Звучит отрывок из композиции П.И Чайковского “Времена года”. Звуки музыки создают незабываемую атмосферу, пробуждают чувства, заставляют работать воображение, развивают образное впечатление… В результате под музыку рождаются замечательные миниатюры. А так как у каждого учащегося своё видение, прочтение музыки, то работы ребят очень разные.
Таким образом, самый обычный урок может стать запоминающимся, особенным, продуктивным, если подойти к нему творчески. Очень результативным, на мой взгляд, является использование музыки, изобразительного искусства и литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.
Проиллюстрируем это на примере урока объяснения нового материала.

7-й класс. Тема: “Причастие как часть речи”.

На уроке используем вальс Г. Свиридова к к/ф “Метель”, репродукцию с картины И. Шишкина “Зима в лесу”, стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою”.
Ещё один пример — взаимосвязь музыки, живописи и художественного слова на уроке развития речи.

Урок №1. Причастие как часть речи.

Цели урока:
  • ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия, формирование умения различать причастия и прилагательные;
  • развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы,
  • расширение представлений о богатстве русского языка;
  • продолжение развития творческих способностей учащихся с помощью воздействия искусства на эмоции детей.

Ход урока.

Итак, перед вами пейзаж. На картине запечатлён зимний лес. Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на эту картину?
(Покоем и тишиной веет от картины, спокойствием. Немного грустно. Во всём умиротворённость, которая наступает в предвечерний час).
Мы будем описывать картину, и нам потребуются слова, обозначающие признаки, отвечающие на вопрос “какой?”. (Учащиеся внимательно всматриваются в пейзаж, подбирают необходимый материал и составляют таблицу).
Запись ведется в две колонки. На доске запись оформляется учителем, который регулирует запись слов в нужную колонку в зависимости от принадлежности слова к части речи.
Предметы описания Какой? Какие? Какой? Какие?
Сосны Высокие, стройные, черные Замёршие, поваленные, покрытые снегом
Небо Розоватое, вечернее Розовеющее
Снег Глубокий, рыхлый Лежащий, покрывающий всё.
Лес Тихий, задумчивый Притихший, заколдованный
Обращаю внимание учащихся на слова второй колонки. Прошу еще раз вдумчиво прочитать слова второго столбика, сравнить со словами первого столбика. В чем разница? Как правило, учащиеся делают это легко. Вводится понятие причастия.
На следующем этапе урока учащиеся делают наблюдения, касающиеся морфологических признаков причастия. Для этих целей используем слова и словосочетания второй колонки таблицы.

Закрепление материала.

Читаю стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою зимою”, которое лексическими средствами изображает пейзаж И. Шишкина. Но сначала попрошу ребят, чтобы они сами назвали стихотворение о зимнем заколдованном лесе. Перед чтением прошу ребят быть внимательными, т. к. нужно услышать причастия, записать их в тетрадь. (заколдован, опутан, окован). После чтения стихотворения проверяем записи, делаем вывод о том, что причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму.

Творческий этап.

Задание: написать небольшой текст “Зима в лесу” (5-7 предложений), используя причастия.
Дети пишут о зиме под тихие звуки музыки, вспоминая замечательные поэтические строки, вглядываясь ещё раз в картину.
  • Я слушаю и понимаю.
  • Я вижу и запоминаю.
  • Я делаю и постигаю.
Так на уроке дети постигают новое, открывают для себя красоту родной природы, неисчерпаемое богатство русского языка и русского искусства.

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Осенний пейзаж.
Цели урока:
  • подготовить учащихся написанию сочинения на заданную тему;
  • учить наблюдательности, вниманию, умению отбирать словесный материал;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать в них чувство прекрасного.

План урока.

Этому уроку предшествовал урок-экскурсия. Учащиеся были вовлечены ролевую игру. Они должны были
  • увидеть цветовую гамму осени (теплые и холодные тона);
  • соотнести цвет с предметом и записать словосочетания (желтый лист, почерневшая кора., голубое небо…);
  • услышать осенние звуки и записать сочетания слов (шум ветра, шорох листьев…);
  • почувствовать осенние запахи;
  • ощутить настроение.
В классе предварительно была составлена таблица, во время экскурсии учащиеся готовили рабочие материалы.

Ход урока.

Учитель. Ребята! Во время экскурсии вы старались быть очень внимательными, зоркими, чуткими, чтобы ничего не пропустить и открыть для себя много нового. Давайте подведём итоги.
Работа с таблицей. (Таблица составляется на основе ученических наблюдений).
Палитра осени Осенние звуки Осенние запахи Настроение, ощущения
Красно-желтый лист
Пронзительная синева неба
Ярко-красные гроздья рябины…..
Шелест падающего листка
Гул ветра
Шорох листвы
Запах свежести, спелых яблок Радостное, праздничное, но немного грустное
Когда работаем с графой “Цветовая палитра”, обращаем внимание на лексическое значение слова “палитра”. Учащиеся узнают, что все цвета принято делить на тёплые и холодные. Тёплые — это жёлтые, оранжевые, красные. Это краски осенних листьев, солнца, спелых яблок….Холодные — это синие, синие, голубые: краски неба, воды, сумерек…..
Обращается внимание учащихся, что у каждого цвета есть много оттенков. Надо только научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.
Следующий этап урока. К наблюдениям учеников добавляется музыка.
Учитель.
Все — от цветка до туч и небосвода
Колеблется, колеблемое звуком.
Все-музыка: и радости, и мука,
И мысль, и дух, и память, и природа.
(Звучит музыкальная пьеса “Осень” Вивальди).
Для каждого време...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1728

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340