Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Проектные технологии в самостоятельной работе студентов
Автор(ы): Головина Надежда Николаевна, преподаватель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Начало XXI века ознаменовано вхождением человечества в новую информационную фазу развития, жизнь и деятельность человека в которой, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. Исследуя современные тенденции развития мирового общества, учёные приходят к выводу, что его уровень определяется сегодня, главным образом, уровнем интеллектуализации его членов, их способностью производить, усваивать и использовать на практике новые знания и технологии. “Интеллект (от латинского intellect us – понимание, познание) – в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения: в более узком смысле – мышление. Мышлением согласно Г.М, Коджаспировой называется познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщением и опосредованным отражением действительности [1]. В учебном процессе очень важна самостоятельная деятельность студентов, обучение студентов самостоятельной работе способствует развитию их мышления. К критериям умения выполнять самостоятельную работу можно отнести: планировать, т.е. определять и уяснять цели и задачи предстоящей работы; выбирать формы, методы и приёмы деятельности, средства для достижения цели; организовать свою самостоятельную работу, т.е. устанавливать нормы работы, учитывать результаты и корректировать дальнейшие действия; осуществлять контроль и самоконтроль; видеть её перспективы и конечный результат [4]. Профессиональное становление личности основывается на идеалах личностно-ориентированного образования и рассматривает профессиональное образование как становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала в единстве с усвоением знаний, умений и навыков. Для современного этапа развития системы среднего профессионального образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий и дополняющего её элемента в организации самостоятельной работы студентов в развитой информационной среде может стать технология проектного обучения [3]. Впервые метод проектов был применён в США. Его основой послужили педагогические концепции Д. Дъюи, который полагал, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, а процесс обучения должен строиться исходя из потребностей, интересов и способностей детей. В дальнейшем идеи метода проектов нашли свое воплощение в бригадно-лабораторном методе, комплексных программных и других формах организации обучения. Можно выделить три этапа проектной деятельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный этап. На первом этапе осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта осуществления деятельности. Второй этап предусматривает выполнение намеченных операций, самоконтроль своих действий. Третий этап предполагает контроль над исполнением проекта, коррекцию выполненных действий и подведение итогов. Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студент: - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения;
- развивают системное мышление.
Организация проектного обучения по информатике В Волгоградском политехническом колледже применяется метод проектов с 2002 года. Наиболее активно метод проектов используется на занятиях по информатике. В начале учебного года на первых занятиях объявляется студентам, что, в рамках самостоятельной работы будет разработана одна тема, интересная для участника, и итогом этой работы будет доклад и презентация по теме проекта. С этим проектом они выступят на студенческой научно-технической конференции в нашем колледже, и если проект будет рекомендован, то и на областной студенческой научной – практической конференции, которая ежегодно проходит в Волгоградском социально-педагогическом колледже. После разъяснения назначения проекта, для работы в нём студенты делятся на малые группы по два, три человека. Творческое задание по проектному обучению должно быть актуальным и современным, поэтому при планировании самостоятельной работы по информатике были выбраны следующие темы проектов: “Обзор компьютерных вирусов и антивирусных программ”, “Фракталы. Графика в Pascal.”, а также темы, связанные с Интернетом – это “Защита информации в сети Internet” и “Обзор поисковых систем Интернета”. Тема пятого проекта “Применение нейросетей” и шестого проекта “Жидкие кристаллы”. На всём протяжении сбора информации были постоянные консультации с руководителями проекта, а так же консультации с преподавателями специальных дисциплин на кафедре “Автоматизации и вычислительной техники” Волгоградского политехнического колледжа. После консультаций вносились корректировки в выполнение проекта. В результате проектного обучения студенты выполнили пять исследований, и создали четыре презентации по данным исследования. Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом Стадия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | 1 | 2 | 3 | 1. Разработка проектного задания | | | 1.1 Выбор темы проекта | Отбирает возможные темы и предлагает их студентам | Обсуждают и принимают общие решения по теме. | Предлагает студентам совместно отобрать тему проекта. | Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. | Участвует в обсуждении тем, предложенных студентами. | Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. | 1.2 Выделение подтем и тем проекта | Предварительно выделяет подтемы и предлагает студентам для выбора. | Выбирает подтему или предлагает новую. | Принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта. | Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя. | 1.3 Формирование творческих групп | Проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Группируются в соответствии с ними в малые группы. | 1 | 2 | 3 | 1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы | Если проек...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2080
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|