Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование НЛП (нейролингвистического программирования) и упражнений, совершенствующих интеллектуальный уровень учащихся на уроках русского языка - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование НЛП (нейролингвистического программирования) и упражнений, совершенствующих интеллектуальный уровень учащихся на уроках русского языка


Автор(ы): Нистратова Оксана Юрьевна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Предварительно необходимо разъяснить ряд теоретических положений и терминов, связанных с НЛП (нейро-лингвистическим программированием), выявить проблемы, с которыми сталкивается чаще всего учитель, стремящийся воплотить личностноориентированную модель образования в свою практику
1. Гемисферология – область медицины, изучающая функции каждого полушария мозга. В свое время во время операций на мозге был сделан ряд открытий, которые позволили изучить навыки и способности, свойственные определенному полушарию.
Проблемы: 1.1.Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину возможностей детей.
1.2. Основной образовательный поток (конвеер) – рассчитан на левополушарных учащихся.
1.3. Социальный заказ требует от школы более качественного обучения базовым навыкам (активность левого полушария), с другой стороны, в обществе явно наблюдается дефицит творческих личностей (активность правого полушария). Причем не только в России, на Западе эта проблема стоит столь же остро (1). Таким образом перед нами стоит задача использовать правополушарные методы для обучения учеников левополушарным навыкам и наоборот.
2. НЛП – концептуальные положения.
2.1. Процесс обучения – это движение информации сквозь нервную систему человека.
2.2 Вход информации, ее хранение, переработка и выход – воспроизведение в той или иной форме.
2.3. Два вида информации: сенсорная (нейро) и вербальная (лингво).
2.4. Три типа, три модальности детей, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) или кинестетических (прикосновение) каналов прохождения информации.
2.5. Два типа детей, отличающихся развитием различных полушарий мозга: левополушарные (логическое, вербальное мышление) и правополушарные (где , в основном, сосредоточены эмоциональные процессы).
2.6. Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешности данной системы обучения.
Проблемы: 1.В обычном классе из 30 учащихся в среднем у 20 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные учащиеся (“трансляторы”, по М.Гриндеру) – это дети, отдающие предпочтение одной модальности. Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую модаль-ность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности. В результате проявляются пробелы в усвоении материала, что и выявляется при контроле. Следовательно, учитель должен преподавать многосенсорно.
2. Однако, чаще всего, учитель использует свой предпочитаемый стиль преподавания, демонстрируя предпочтение одной модальности. Согласно исследованиям Свассинг и Барб только 22% учащихся средней школы предпочитают получение информации по аудиальному сенсорному каналу. Учитель, использующий этот стиль обучения (лекция без демонстрации, отсутствие наглядности и практических и творческих заданий), рискует потерять 78% учащихся. Следовательно, прежде всего, учитель должен научиться диагностировать не только своих учеников, но и самого себя (предпочитаемый стиль обучения). А уже затем овладеть методикой многосенсорного преподавания.
3. ЯКОРЕНИЕ. Психологи утверждают, что процесс образования определяется процессом коммуникации. Коммуникация состоит из двух компонентов – вербального (словесного) и невербального (бессловесного). Поза, жесты и другие невербальные сигналы – инструменты, развитые потому, что слова имеют ограниченное воздействие. Невербальные сигналы более действенны (если человек говорит нечто утвердительное, но при этом качает головой, то окружающие расценивают это как отрицание). Если учитель постоянно использует определенные невербальные сигналы в совокупности с определенным содержанием , то впоследствии эти невербальные сигналы и содержание становятся связанными. Установление этой устойчивой связи и есть якорение. В жизни якоря встречаются на каждом шагу: когда вы едете на автомобиле и загорается красный свет, вы автоматически нажимаете на педаль тормоза – это визуальный якорь. Вы слышите знакомую мелодию и вспоминаете время, когда эта песня стала для вас значимой – аудиальный якорь. Парфюмеры рекомендуют женщинам пользоваться только одной гаммой ароматов, тогда человек, близко вас знавший, всегда будет вспоминать Вас по мимолетному аромату – кинестетический якорь. Одна из основных целей НЛП в образовании – научить преподавателя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние, вместо того, чтобы создавать его заново. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом, ученик автоматически восстанавливает определенное состояние.
Проблема: 1. Преподавательская работа предполагает якорение. Вопрос в том, как избежать негативных якорений и как использовать и устанавливать позитивные якоря. Одна из серьезнейших проблем обучения – “школьная фобия”, по терминологии психологов. К сожалению, дело обстоит так, что большинство детей уже испытали неприятные ощущения на некоторых уроках. И тогда этот предмет, учитель, его голос становятся сигналом, запускающим негативные переживания. Факт, не вызывающий сомнения: “если ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то, чтобы вспомнить впоследствии изученное, он должен вернуться в то состояние, и поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит… Именно этим объясняется “тотальная амнезия у большинства людей на все 10 лет учебы (3). Существует ряд техник, направленных на изменение плохого самочувствия, снимающих негативное якорение. Учитель должен ими владеть в совершенстве, помощь в этом ему может оказать школьный психолог, а также ряд пособий, где описываются данные техники (4),(5)). Поощряйте, поддерживайте, хвалите своих учеников. Позитивный опыт запоминается лучше. А главное – играйте! Игра – важное средство развития творческой активности.
4. ИНТЕЛЛЕКТ. Неограниченные возможности нашего мышления основываются на сотрудничестве правого и левого полушарий головного мозга, имеющих различные сферы деятельности. Следовательно, необходимо научиться пользоваться обеими половинками своего мозга, более эффективно использовать внутренние ресурсы и таким образом добиваться успехов. Некоторые исследователи определяют способности человека мыслить творчески и логически как интеллект и отмечают, что “на протяжении последних 10 с лишним лет мы явились свидетелями беспрецедентного снижения интеллектуального уровня наших школьников, получившего отражение в результатах специальных тестов, вроде “теста подготовленности школьников” (6).
Впрочем, преподаватели школ и сами отмечают, что дети стали хуже писать, мало читать, односторонне мыслить. Несмотря на то, что в настоящий момент имеются программы, способствующие развитию мыслительных способностей, большинство учащихся остаются в стороне от них. Во-первых, потому что школьные учителя зачастую сами не знакомы с ними, во-вторых, потому что применение программ требует определенной системы (включение в структуру урока). Наши преподаватели, к сожалению, слишком часто “гонятся” за объемом материа-ла: “Дать как можно больше сведений по своему предмету!”, забывая о том, что именно неразвитый интеллект и мешает школьнику усвоить материал. Мы в своей работе исходим из гипотезы, что интеллект не только можно, но и должно развивать. Пришло время дополнить стандартную учебную программу программой воспитания умственных способностей. Существует немало упражнений, призванных совершенствовать интеллектуальный уровень человека. Упраж-нения, предложенные нами, основываются на триархической теории человеческого интеллекта и охватывают широкий спектр познавательных и иных способностей (см. Конспект урока).
ВЫВОДЫ.
1. Целевые ориентации педагога:
1.1. Воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами развития конкретного ребенка с определенным типом функциональной ассиметрией полушарий, дать возможность ученику раскрыть свои способности, создать ему ситуацию успеха.
1.2. Задача учителя - не находить ошибки ученика, а искать причины, анализировать. Норма для ребенка – не знать что-то, не уметь, ошибаться.
1.3. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
1.4. Главная заповедь учителя – “не навреди”. Обучая ребенка правильному письму, не разрушать основы “врожденной” грамотности. За трудностями обучения грамотному письму лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.
1.5. Для успешного обучения учитель должен свои требования превратить в желание ребенка.
2. Перед учителем стоит ЗАДАЧА: на основе имеющейся диагностики учащихся разработать методику преподавания предмета, способствующую созданию успеха на уроке для всех учащихся с учетом психолого-педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка. Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприя-тия, учить многосенсорно. Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы. Следовательно, задача учителя, учитывая нейропси-хологические характеристики учащихся, тип памяти того или иного ученика, дифференцировать свои дидактические воздействия, ориентируясь на канал восприятия и развития недостаточно развитых.
II. Методы дифференцированного подхода в обучении на уроках словесности:
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Задания на времяРабота в группе
Схемы, таблицы, карточки
Образные представления
Задание на правописание
Творческие задания
Выявление сходств
Сопоставление фактов
Выделение важнейших объектов
Временные заданияРабота в одиночку
Многократное повторение
Усвоение правил и грамматических конструкций
Задание на поиск ошибок
Логические задания
Выявление различий

Выделение деталей

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Сочинение Чтение-пересказ
Нахождение взаимосвязей
Беглость письменной
и устной речи
Инсценировка и ролевые игры
Использование речевых и
музыкальных ритмов
Зрительные диктанты
Сочинения-ассоциации
Обобщение. Анализ текста.Прослушивание текста
Применение правил
Точность словоупотребления

Обучение других
Алгоритмы
Слуховые диктанты
Сочинения-размышления, анализ содержания

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Правополушарные
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Зрительный Моторный Слуховой
1.Составлять графики, схемы выполнять ил- люстрации на основе прочитанного. Выделяйте цветом пункты и аспекты. 1.Сделайте краткие записи.2. Объясните себе этот материал, используя различные тесты, сидя перед зеркалом. 1.Читая материал вслух, используя вариациии голоса ( громкость паузы, высоту)

III. МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ
Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски,Свободная конверсация. Высокий самоконтроль речи и изложение материала
Методы проверки Устный опрос, задание с ограниченным сроком выполнения, собственные развернутые ответы. Выполнение упражнений, письменный опрос с неограниченным временем выполнения, тесты (выбор готового варианта ответа).
КОНСПЕКТ УРОКА.
Учитель. Нистратова О.Ю.
Класс 10 “А”
Урок по программе “Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками” (сост. Баранов).
Урок 7. Единица русской орфографии – орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Типы орфограмм в слове: буквенные и небуквенные.
Урок 8. ПРАКТИКУМ.ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАММ.
Цель:
1. Повторить наиболее сложные разделы орфографии. Систематизировать и углубить знания на основе пройденного в 5-9 классах.
2. Научить находить и объяснять все типы написаний, изученные в 1-9 классах, применять правила для разных типов орфограмм, пользоваться основными способами проверки.
Ход урока.
1. Организационный момент. Начинается урок с позитивного аудиального якоря. Дети заходят в класс, садятся за парты. Урок начинается с ритмических хлопков. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала. Каждый урок дети садятся на другой ряд. Известно, что физиологи рекомендуют менять место обучения (профилактика астигматизма).
Первые шесть парт свободны: они предназначены для самостоятельной работы с карточками. Эти учащиеся заняли свои места. После хлопков они приступают к выполнению задания.Двое учащихся за доской . Первый ученик выполняет орфоэпическую работу.
Задание: поставить ударение в словах: “Некролог, балованный,досуг,красивее, блага, вероисповедание, диспансер, закупорить, кухонный, обеспечение, средства, столяр, эксперт, ходатайствовать, украинец, завидно,каучук...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1507

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340