Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проектный метод как средство воспитания социально ориентированной личности - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Проектный метод как средство воспитания социально ориентированной личности


Автор(ы): Бахтиярова Оксана Олеговна, директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Перемены в экономическом и общественно-политическом строе России вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.
Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектный метод – метод предполагающий организацию деятельности, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика Целью организованной деятельности является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом – что является сильным мотивантом.
Направленная поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; помощь в ситуациях социализации и самореализации личности человека (досугово-творческой, нравственно-эстетической, эмоциональной, гражданской, профессионально-трудовой и др.)
Работу по созданию проектов на уроке и внеклассных мероприятиях осуществляю следующим образом.
Первый этап этап очень важен для успеха работы методом проектов. В этот момент важно подать идею проекта, но не определить его содержание, как он должен выглядеть. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.
На второй этапе идет выстраивание организации будущей проектной деятельности учащихся, в случае коллективной работы распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействия, планирование работ.
На внеклассных занятиях организовываю разновозрастные группы. Там постепенно выделились те, кто хорошо освоил ту или иную работу, каждому находится своя ниша, каждый занимается делом, которое ему нравится, в котором он успешен. Каждое действие (особенно в начале) обсуждается коллективно, споры, убеждение, согласие. В таких дискуссиях проявлялись ведущие по деятельности ребята, вокруг которых, в свою очередь образовывались рабочие подгруппы.
Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами. Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

В мои обязанности, как координатора, входит организация работы всей группы, помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка проделанной работы отдельных групп. В этот момент роль учителя многообразна, с одной стороны решение педагогических задач становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого процесса, со второй – организация и координация работ большого творческого коллектива. Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании своей и групповой деятельности.
Третий этап — “Постановочный” – заключается в формулировании задачи первого шага по осуществлению проекта. Учитель должен помнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для творческого ее выполнения учениками.
Четвертый этап назовем “Проектный шаг”. Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей.
В процессе работы организуется взаимодействие, взаимопомощь учащихся, учитель поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, помогает сам, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, по мере востребованности вводит в арсенал новые знания, организует практическую работу. Каждая шаговая задача должна приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи целью всего проекта.
Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как "путь достижения успеха".
На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность, проявленная, приобретенная, закрепленная – все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна в первую очередь для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодоле...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1536

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340